Одним из видов диверсификационных стратегий продукции является концентрическая стратегия. Суть концентрической стратегии заключается в следующем: компания начинает производить продукцию, схожую по свойствам с той, которую производит сейчас, избавляя себя тем самым от необходимости осваивать новые производственные схемы и искать поставщиков сырья. Проще говоря, организация, следующая концентрической стратегии, пытается «слепить» нечто новое из того, что уже есть под рукой. Примером такой стратегии может быть небольшой завод, производящий металлочерепицу и решающий расширить ассортимент за счет профнастила. По смыслу стратегия концентрации схожа с горизонтальной диверсификацией, однако, на самом деле есть значительная разница: горизонтальная диверсификация предполагает производство совсем другой группы товара. Возвращаясь к нашему примеру, отметим, что горизонтальной диверсификация была бы, если бы завод помимо производства черепицы начал бы еще, например, печь булочки.
Следование концентрической стратегии уместно в следующих случаях:
- Если компания слишком мала и не имеет достаточного количества ресурсов для горизонтальной диверсификации и освоения новых отраслей.
- Если жизненный цикл нынешних товаров фирмы подходит к концу. С помощью концентрической диверсификации мы освежаем их, но удастся сделать это только ненадолго.
- Если новые товары могут продаваться по более высоким ценам, чем «предшественники».
Концентрическая диверсификация имеет целый ряд преимуществ:
Так, под освоенностью понимается отсутствие необходимости для руководителей интегрировать новые производственные схемы, отсюда исходит еще несколько преимуществ:
- минимальный риск того, что руководители примут неверное решение, ведь они чувствуют себя в своей стихии;
- снижение издержек при объединении родственных видов продукции;
- минимальный риск того, что фирма не справится с поставленной задачей.
От того, что издержки уменьшаются, у компании появляются свободные средства – их можно пустить на экспансию, то есть географическое расширение компании, открытие новых филиалов.
Экспансия, а также неизменно высокое качество продукции (что является следствием использования проработанных и освоенных схем) популяризируют бренд.
Впрочем, у концентрической диверсификации есть и недостатки, притом значительные:
- 1. Компания зависима от отрасли и рискует пойти на дно вместе с ней. Горизонтальная диверсификация позволяет минимизировать такой риск.
- 2. Так или иначе, компания топчется на месте. Рано или поздно она все равно придет к необходимости горизонтальной диверсификации или канет в «Лету». Поэтому концентрическая диверсификация не может рассматриваться иначе как временная мера.