Клиринговое учреждение

Клиринговое учреждение – это специальная структура (в России – юридическое лицо), которая имеет лицензию ЦБ РФ на выполнение клиринговых расчетов и совершение ограниченного числа банковских операций для поддержания сделок клиринга.

 

Сущность и цели клирингового учреждения

 

Простыми словами клиринг – это система безналичных расчетов, которая позволяет совершать платежи при покупке определенных товаров или услуг на рынке. В последние годы такие операции пользуются все большим спросом в банках. Здесь есть две причины. Во-первых, снижается общий оборот наличности. Во-вторых, ускоряется и упрощается процесс проведения сделок.

клиринг
Когда два финансовых учреждения обладают общими объемами платежей, то процесс клиринга производится посредством двусторонней сделки. Ее суть заключается в совершении взаимозачета отправленных и полученных средств. В случае, когда в процесс взаимозачета включается большее число банков (от 3-х и более), то такой взаимозачет носит название многостороннего. Агент банков, принимающих участие в погашении, учитывает чистую позицию всех кредитных учреждений с учетом выплат, которые были отправлены им финансовым учреждениям, а также платежей, полученных от других банков. Как только все взаимозачеты выполнены, общий размер обязательств каждого из участников будет равен нулю.

двусторонний клиринг
Клиринговая палата берет на себя задачу учета взаимных обязательств. По сути, она отождествляет финансовую договоренность между банками об обмене финансовыми активами в оговоренное заранее время и строго установленном месте. Все банки, которые являются членами финансовых учреждений, могут проводить обмены финансовыми инструментами, как в электронном, так и в бумажном виде.


Таким образом, можно выделить следующие цели создания клирингового учреждения:


- добиться повышения надежности и достоверности всех расчетных операций;


- оптимизировать и ускорить процесс расчета между банками и другими кредитными структурами РФ (оптимизировать процессы обмена с другими странами в том числе);


- совершенствовать и обеспечить применение современных и более удобных видов безналичных платежей (кредитных карт, векселей, чеков и так далее);


- внедрить более качественные международные стандарты и технологии. Все это необходимо для постепенного вхождения в международную банковскую сеть;


- оптимально использоваться банковские ресурсы;


- оптимизировать существующую структуру банка.


К задачам клирингового учреждения можно отнести:


- обеспечить эффективную многоступенчатую защиту информации от постороннего вмешательства, ее применения, искажения и подделки в период обработки и хранения;


- получать  и передавать информации по защищенным каналам с применением современного программного обеспечения и средств защиты. Как правило, все сделки в клиринговых учреждениях закрепляются посредством электронной подписки. Одновременно с этим применяются современные системы сертификации и шифрования;


- контролировать достоверность полученных и переданных данных на каждом из этапов сделки, что позволяет обеспечить максимальную прозрачность операций.


Учредители клиринговых учреждений – ЦБ РФ, любые коммерческие банки РФ, физические или юридические лица. Исключения – Совет народных депутатов (сюда можно отнести любой из уровней структуры), политические организации, исполнительные органы упомянутого выше СНД, специальные общественные фонды.


Клиенты клирингового учреждения – коммерческие банки, биржевые площадки, кредитные организации различных видов, учредители финансовых учреждений.


Клиринговые учреждения имеют возможность и право объединяться в специальные союзы, формировать единое объединение или ассоциацию с целью оптимизации деятельности и защиты своих интересов при работе на рынке. Главное требование заключается в том, чтобы сформированные образования не противоречили законам РФ.

 

Принципы деятельности клирингового учреждения

 

Формирование клиринговой структуры возможно в любой из форм, которая разрешена законами Российской Федерации. При этом во всех случаях компания работает на коммерческой основе и ставит своей задачей получение прибыли от сделок.

принцип работы клирингового учреждения
Работа клирингового учреждения ведется на основании устава и выданной ЦБ РФ лицензии. После получения разрешения на работу в РКЦ ГУ ЦБ создается балансовый, а в клиринговой структуре – клиентский счет. Если сделки проводятся без лицензии на руках, то они автоматически считаются недействительными, а вся полученная прибыль подлежит конфискации контролирующими государственными структурами.


Клиринговые учреждения не имеют права выполнять функции посредников, работать в сфере торговли материальным капиталом или материального производства. Кроме этого, клиринговым структурам запрещено участвовать в операциях по страхованию. В качестве исключений можно привести кредитные или валютные сделки, когда есть высокий риск неисполнения, или же страхование с целью защиты конфиденциальных данных системы.


Надзорную функцию и контроль работы клиринговых учреждений берет на себя ЦБ РФ, а также его филиалы, расположенные по месту базирования клиринговых структур. При этом работа центров клиринга подлежит ежегодной проверке со стороны аудиторских организаций.

 

Операции в клиринговом учреждении

 

К сделкам, которые обеспечивают проведение клиринга можно отнести:

 

- проверка наличия необходимой суммы на счетах банка, осуществляющего платеж;


- прием от клиентов необходимых документов. Как правило, транспортировка бумаг производится по специальным каналам связи и в электронной форме;


- ввод с оборудованных автоматикой рабочих мест документов с магнитными носителями. Параллельно с ними допускается применение более привычных бумажных документов;


- проверка и контроль всех бумаг, которые предоставляются двумя сторонами сделки: получателем и плательщиком;


- проверка факта наличия и достаточности средств на счету банка, заявленных для совершения платежа ;


- проведение сортировочных работ в отношении всех поступивших в распоряжение клирингового учреждения бумаг;


- открытие счетов для каждого из клиентов, а также проведение необходимых платежей;


- перерасчет (в случае необходимости) постоянно меняющихся валютных курсов);


- распечатка выписок с информацией о текущем положении дел на счетах каждого из клиентов, участвующих в сделке;


- расчет балансовой стоимости по завершении каждого операционного дня;


- отправка выписок на счет клиентов, а также предоставление остальных отчетных бумаг. Документы могут пересылаться в электронной форме, предоставляться в бумажном виде или отправляться в электронной форме;


- передача всей отчетности в Центральный Банк России в соответствии с установленным порядком, срокам и формам.

финансовые сделки с клиринговыми счетами
К банковским операциям, которые поддерживают реализацию клиринговых сделок можно отнести:


- проведение расчетов по поручению финансовых учреждений и клиентов;


- привлечение депозитов, а также предоставление краткосрочных займов (по согласованию с заемщиком);


- оказание наиболее востребованных – консультационных и брокерских услуг, проведение лизинговых операций;


- покупка прав требования на поставку товара, а также оказание прочих услуг и принятие рисков.


Все упомянутые выше сделки могут производиться в различной валюте – как в рублях, так и в долларах США. Все, что для этого требуется – наличие специальной лицензии.

 

Отчеты и учет клирингового учреждения

 

Все вопросы, касающиеся учета, контроля работы клиринговых структур и ведения отчетности регулируются ЦБ РФ, а именно его нормативно-правовыми актами. К таковым можно отнести:

 

- правила ведения бухучета и отчетности в кредитных организациях;
- положение о совершении безналичных расчетов на территории РФ;
- указания в отношении применения планов по счетам бухучета в кредитных организациях;
- планы счетов бухучета.


Клиринговые структуры обязуются вести отчетность и учет исключительно по плану счетов бухучета в банках. При этом основная задача – ежедневное составление баланса, а также отражение операций на корреспондентском счете в Центральном Банке Российской Федерации.


Клиенты клиринговых центров обязуются поставлять статистическую и бухгалтерскую отчетность, необходимую для реализации клиринговых задач, предоставления займов и передачи отчетности в ЦБ РФ. При этом клиринговые структуры обязуются передавать в ЦБ РФ необходимую отчетность (статистическую и бухгалтерскую) по формам и в оговоренные сроки.

 

Ответственность клирингового учреждения

 

В случае нарушения правил проведения сделок и наличия существенных недостатков в работе ЦБ РФ имеет право:


- обязывать руководство клиринговой структуры принимать срочные меры по устранению существующих недостатков;
- направлять своих представителей для проверки работы структуры, поиска «слабых мест» и их исправления;
- давать советы по возможным путям выхода из сложившейся ситуации;
- предлагать Совету директоров ЦБ РФ рассмотреть вопрос о лишении клирингового центра лицензии.


При этом лицензия может быть отозвана в случаях:


- предоставлении заведомо недостоверных данных и отчетности в ЦБ РФ;
- выявлении ложных сведений, на основании которых была выдана лицензия;
- несоблюдении правил безопасности при проведении клиринговых сделок;
- начале работы позже, чем через год с момента получения лицензии.

  • Сущность и цели клирингового учреждения
  • принципы деятельности клирингового учреждения
  • операции в клиринговом учреждении
  • отчеты и учет клирингового учреждения
  • ответственность клирингового учреждения
X

Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти или зарегистрироваться
UP