Госы бывают почти у всех, и у Газпрома тоже сегодня ГОСА — годовое общее собрание акционеров. Для главы газового холдинга Алексея Миллера звучит как экзамен, прежде всего, из-за дискуссии о ценах на газ. Глава Газпрома сделал всё что мог на собрании акционеров, но оно, вероятно, окажет понижательное давление на акции.
Акции Газпрома (GAZP)
С 2007 года считалось, что нужно перейти к экспортным ценам на газ за вычетом пошлины, расходов на транспортировку и всех затрат на хранение и реализацию газа на внешних рынках. Всё это время Газпром муссировал идею о том, что в России не следят за расходованием газа.
Лекарство было придумано — поднять цены, и в течение трёх-четырёх лет вывели расчётную формулу равнодоходной цены. До 2014 года предусматривался переходный период, в ходе которого рост цен не должен был превышать 15%.
Недавно Президент призвал ограничить повышение тарифов естественных монополий 5%-7% в год. Сегодня глава Газпрома Алексей Миллер подтвердил, что Газпром работает по принципу гособразования цен.
Если повышение цен на газ будет не 7%, а 15%, потери газовой монополии составят 130 млрд рублей за два будущих года.
Финансовый директор Газпрома заявил, что более низкие цены на газ для населения (на 25% ниже, чем для компаний, и в 3,5 раза ниже, чем в США) — это принципиальная позиция Газпрома. Это заявление стало основным на собрании акционеров Газпрома в 2013 году.
Переход к равнодоходности практически невозможен в условиях, когда российская цена на газ на внешнем рынке превосходит цены других стран, поставляющих газ в Европу.
Из факторов, способных поддержать акции Газпрома, на собрании акционеров можно было выделить уверенность Алексея Миллера в том, что иностранная компания, имя которой он не называл (но предположительно ВР), недооценивает запасы газового монополиста. По оценке Газпрома, рыночная стоимость запасов на его балансе составляет 280 млрд долларов. Таким образом, российская компания продолжает занимать первое место в мире.
Тем не менее недооценка запасов уже нанесла ущерб рыночной капитализации, потому что инвестменеджеры фондов со стратегией, ориентированной на рост фундаментальной стоимости, запасов компании, её месторождений, меняют структуру портфеля быстрее, чем интервал между отчётом ВР и комментарием Газпрома по поводу некой всемирно известной нефтегазовой компании, очень уважаемой.