Определение маркетингового PR
PR (public relations) – является самостоятельной функцией маркетинга, менеджмента, которая позволяет установить и поддерживать коммуникации между компаниями и общественностью, чтобы достичь стратегических целей.
Маркетинговым PR называется процесс планирования, исполнения и оценки программ, которые способствуют:
- Росту продаж
- Удовлетворению потребительских запросов
- Созданию благоприятного имиджа компании
PR и маркетинг имеют похожие цели, а именно стремление к налаживанию взаимопонимания между клиентами и компанией, забота о качестве товаров и имидже бренда.
Основные элементы PR, которые присущи процессам маркетинга:
1. Продукт – выпуск товаров более эффективен, если принимаются во внимание рыночные и общественные потребности.
2. Цена – создается и корректируется учитывая спрос и предложение, а также уровень жизни общества.
3. Сбыт – выражает и показывает состояние инфраструктуры на рынке, которая необходима в развитии компании
PR-услуги в маркетинге выполняют следующие функции:
- Оценка мнения общественности;
- Иллюстрация news-релизов о поступающих новых продуктах на рынок;
- Организация программ мотивации для потребителей;
- Создание форм и методов, которые будут стимулировать дальнейшее продвижение продуктов и услуг компании;
- Проведение специальных PR-акций, выставок, ярмарок;
- Подготовка специалистов компании к публичным выступлениям;
- Действия по созданию благоприятного имиджа.
Задачи PR в маркетинге:
- Обоснование целевых сегментов, учитывая уровень конкуренции;
- Регулирование спроса, используя модели управления поведением потребителей;
- Оценка маркетинговых усилий, создавая систему продвижения и логистики;
- Прогноз возможных рисков;
- Организация эффективных коммуникаций (ярмарки, выставки);
- Корректировка обратной связи.
PR в системе маркетинга
Любая стратегия маркетинга решается с помощью коммуникаций.
Комплекс маркетинговых коммуникаций состоит из:
1. Реклама – вид деятельности, или результат данной деятельности, представленный информационной продукцией, которая способна реализовать сбытовые или другие цели промышленных и сервисных компаний, отдельных субъектов, распространяя оплаченную и идентифицирующую их информацию, оказывая воздействие на сознание общества, чтобы вызвать определенную реакцию аудитории.
2. Сейлз промоушн (Sales Promotion) – деятельность, способствующая реализации идей (коммерческие и творческие), которая будет стимулировать продажи. Она осуществляется благодаря упаковке (когда материалы Sales Promotion размещены внутри), специальным мероприятиям на точках продажи. Краткосрочная цель – побуждение совершать покупки, создавая дополнительную стоимость товара, а долгосрочная – создавать большую ценность бренда в восприятии потребителя.
3. Директ-маркетинг – является коммуникациями, которые постоянно поддерживаются с потребителями или компаниями, намеревающиеся покупать определенные виды товаров. Такая деятельность осуществляется с помощью прямой почтовой, факсовой рассылки или средствами распространения рекламы с узкой специализацией.
4. PR (public relations). Основная цель – достичь высокой репутации и лояльности у общественности. Использует СМИ и личные формы коммуникаций (выступления, конференции, семинары и т.д.).
Сферы, где маркетинг и PR тесно связаны
1. Паблисити товаров – поддержка рекламной кампании товаров, с помощью редакционных материалов.
Используется в случае:
- Представления нового товара;
- Решение проблем, возникающих с распространением (торговые точки могут не брать на реализацию неизвестный товар, но если о нем будут спрашивать потребители, то сам магазин обратится к вам);
- Наличие маленького бюджета и сильной конкуренции;
- Появление достойного, но сложного продукта (короткая реклама не способна показать уникальность товара, но если заинтересовать прессу – она сделает это за вас).
2. PR-реклама – реклама самой компании, а не ее товара или услуги.
Используется при таких обстоятельствах:
- Слияние и распад компаний – реклама способствует быстрому информированию общественности;
- Карьерный рост – ведущие сотрудники компании помогают создать кредит доверия;
- Финансовая стабильность – этот фактор используется в рекламе чтобы привлечь новых клиентов, инвестиции;
- Клиенты компании – знаменитость может быть привлечена к участию в рекламе;
- Изменение названия;
- Кризис – реклама используется чтобы создать благоприятную атмосферу вокруг компании.