Понятие вертикальной коммуникации
Коммуникацией называется процесс передачи информации. Формами коммуникаций могут быть:
- Явная – с помощью языка и графических иллюстраций;
- Неявная – с помощью невербальных жестов, выражения лица.
Средствами коммуникации выступают:
- Совещание;
- Видеоролик;
- Служебная записка;
- Электронная почта;
- Телефонный разговор;
- Беседа;
- Интернет;
- Отчет.
Элементы процесса коммуникации:
1. Отправитель – лицо, формирующее и передающее информацию другому лицу.
2. Сообщение – закодированная информация.
3. Каналы – совокупные средства и среда распространения информации.
4. Получатель – лицо, которому направляется информация, и который ее истолковывает.
Внутренняя коммуникация представлена коммуникациями, которые имеют место в рамках компании (между работниками, подразделениями).
Формы внутренних коммуникаций
Вертикальная коммуникация означает передачу информации между собой руководителей и подчиненных. Такая коммуникация предполагает распоряжения, приказы, рекомендации, данные руководителем подчиненному, и в свою очередь сообщения, переданные подчиненными руководителям.
Вертикальные коммуникации бывают следующих видов:
1. Между подразделениями, которые находятся на разных иерархических уровнях организации;
2. Между руководителями и подчиненными.
Вертикальная коммуникация предполагает перемещение информации двумя способами.
А) По нисходящей – перемещение информации с высшего уровня руководителей на низший. Подчиненные получают сообщения о задачах, измененных приоритетах, конкретных заданиях от руководства.
Б) По восходящей – передача информации с низшего уровня подчиненных на высший. Такая коммуникация выполняет функцию оповещения верхушки, о действиях низших уровней. Коммуникации по восходящей имеют инновацию в управлении (кружки качества) – группа рабочих, которые собираются регулярно, чтобы обсудить и решить проблемы, возникающие в производстве или в обслуживании. Информация передается с помощью отчетов, предложений и объяснительных записок.
Проблемы коммуникаций сверху вниз:
- Подчиненные и управленческий персонал «говорят на разных языках». Поскольку уровень профессиональной подготовки разный – следовательно существует опасность остаться непонятым, из-за избытка профессиональных и технических терминов.
- Руководители не могут объективно оценить информацию, направляемую починенным. Информация должна направляться дозировано. Нехватка – не позволяет подчиненному эффективно выполнить задание, а избыток – вызывает раздражение.
Проблемы коммуникаций снизу вверх:
- Подчиненные не высказывают негативные замечания, поскольку бояться увольнения.
- Чтобы решить проблемы, подчиненные обращаются к равным по статусу сотрудникам, а не к руководителям.
- Критика направляемая снизу, не достигает своего адресата, а перехватывается начальником.
Пути решения проблем:
- Создание специальных ящиков анонимных предложений и замечаний;
- Разработка системы поощрений для наиболее инициативных сотрудников;
- Создание системы коммуникаций без барьеров от низшего уровня к высшему;
- Введение обязательной регистрации всех сообщений с дальнейшим контролем за принятыми мерами.
Сравнение элементов вертикальной и горизонтальной коммуникации