Кредитный контроль

Система банковской структуры, направленная на обеспечение своевременного возврата ссуд, выданных гражданам и организациям.

Она предполагает разработку кредитной политики, отслеживание надежности и платежеспособности клиентов, преследование заемщиков, которые уклоняются от исполнения принятых на себя обязательств.

Направления кредитного контроля

Основная цель кредитного контроля — отслеживание причин, факторов, тенденций и последствий ухудшения качества кредитного портфеля банка или отдельного соглашения о выдаче ссуды, разработка системы мер, позволяющих избежать негативных последствий подобной ситуации.

При разработке методик кредитного контроля специалисты банка обращают первоочередное внимание на следующие моменты:

  • наличие в кредитном портфеле сомнительных и безнадежных ссуд;
  • корректность расчета резервов, размер которых регулируется ЦБ РФ;
  • наличие просроченной задолженности, ее динамика;
  • объем пролонгированных долгов, тенденции его изменения;
  • качество залогового обеспечения по кредитам;
  • своевременность погашения клиентами полученных ссуд и процентов по ним.

Кредитный портфель банка ежеквартально анализируется в рамках заседаний кредитного комитета. В ходе них оценивается качество обслуживания выданных ссуд, рассчитывается объем резервов. Если выявляется увеличение доли безнадежных и сомнительных долгов, разрабатывается комплекс мер по разрешению сложившейся ситуации. За их соблюдением следит служба мониторинга.

Кредитный контроль юридических лиц

Методики кредитного мониторинга определяются банком самостоятельно, законодательные предписания в этой сфере отсутствуют. На практике используется дифференцированный подход, когда надежные ссуды оценивают один раз в год, сомнительные и крупные — ежеквартально.

Банк осуществляет следующие контрольные мероприятия:

  • анализ и оценка бухгалтерской отчетности, предоставляемой заемщиками в рамках ежеквартальных мониторингов;
  • посещение офиса компании или производственного цеха;
  • проверка предоставленного залога;
  • запрос дополнительной документации.

Инспекционная проверка обеспечения по кредитам юридических лиц выстраивается по следующему алгоритму:

  • первичная оценка имущества, предоставляемого в залог;
  • ежеквартальный мониторинг его состояния, условий эксплуатации;
  • составление акта по результатам проверки.

В ходе контрольных мероприятий банк может потребовать у заемщика документацию, подтверждающую права собственности на имущество (договор купли-продажи, свидетельство и т.д.) и его основные характеристики (например, сертификат качества). Если в роли залога выступают товарные остатки, представитель кредитной организации посещает склад, проводит их визуальный осмотр, пересчет.

В ходе анализа отчетности заемщика производится расчет коэффициентов, характеризующих его финансовую устойчивость, платежеспособность, динамику развития бизнеса. Первыми признаками возникновения проблем у компании, получившей ссуду, являются:

  • просьбы о пролонгации кредита;
  • наращивание объемов кредиторской задолженности;
  • задержки при погашении тела кредита или процентов по нему;
  • снижение рентабельности бизнеса;
  • рост объемов товарных запасов;
  • попытки уклониться от встреч с представителями банка.

По результатам проведенного мониторинга банк оценивает качество ссуды. Например, в этих целях он может использовать пятибалльную шкалу, где «5» — наивысшая надежность, «1» — сомнительный долг. В зависимости от присвоенного рейтинга банк определяет частоту и интенсивность контрольных мероприятий по конкретным кредитам. Если выявляется, что просроченная задолженность возрастает, вносятся коррективы в кредитную политику, сокращаются объемы выдачи для представителей определенных отраслей.

Поделиться
Отправить

Статьи на эту тему