Картельная цена – это единая цена, устанавливаемая монополией. За ценообразованием следят участники картеля. Основное отличие от других типов цены – запрет допуска новых компаний в состав картеля для того, чтобы не допустить ценовых колебаний.
Регулирование картельной цены
Обычно картельная цена представляет собой единый, действующий в любых ситуациях, список цен на различные товары или услуги. Чем больше дифференцировано производство предприятий картеля, тем шире разброс по ценовой шкале. Задача картельной цены – создать средний уровень прибыли для наименее эффективной компании в составе картеля, а наиболее эффективная становится в состоянии получать сверхприбыли. Обычно большая часть предприятий извлекает монопольную прибыль. Такая система регулирования цен хорошо проявляется себя в условиях ограниченного производства и контроля сбыта продукции.
Показатели устойчивости:
- Возможность исключения из картеля менее эффективных фирм.
- Конкурентная среда.
- Жесткие рамки внутреннего соглашения или их отсутствие.
Экономическая суть картельной цены заключается в том, что в условиях повышенного спроса картель предлагает ограниченное количество продукции по завышенной стоимости. Таким образом, это одна из самых явных разновидностей монопольной цены. Стоит отметить, что длительное преобладание на рынке картельных цен ведет к стагнации отрасли и снижению конкуренции. Отклонения картельной цены от среднерыночной обеспечиваются за счет монополии картеля и ведут к извлечению сверхприбылей.
Разновидности картельной цены:
- Высокая цена – это такая стоимость, по которой продукция реализуется потребителям.
- Низкая монопольная цена – это стоимость, по которой закупается необходимое сырье и средства производства у мелких производителей.
В основе получения сверхприбыли лежит разница между монопольно-высокой и монопольно-низкой ценами.
Монополистическим объединениям, к которым относится картель, важно сохранить позицию лидерства на рынке и не допустить создание конкурентной среды.
Для этого применяются:
- Ограничения на движение капитала.
- Заключение договоров с конкурентами или включение их в картель.
- Ограничение поставок продукции, особенно на внутренние рынки.
- Создание и расширение международных картелей для контроля большего числа рынков.
- Введение высоких таможенных ставок для иностранных конкурентов.
Установление в определенной отрасли картельных цен ведет, с одной стороны, к получению значительной выгоды участниками картеля, с другой – к финансовым потерям поставщиков и представителей малого и среднего бизнеса. Получается, что монопольная цена создает противоречие между различными участниками рынка. В настоящее время существуют правовые основы регулирования картельных цен, которые не допускают захвата рынка монополистами.