Капитальное имущество – продукция (товары), которые принимают участие в производстве, но в новый продукт не включаются. Часть цены капитального имущества есть в готовом изделии. Существует несколько видов такого имущества – стационарные строения и вспомогательное оборудование. Такое имущество может быть классифицировано по времени службы и цене.
Сущность капитального имущества
Особенность капитального имущества в том, что оно применяется, а не присоединяется или потребляется. Общая цена капитального имущества входит в основной капитал компании и формирует его. Стоимость таких активов переносится на цену готового продукта в форме амортизационных затрат.
Капитальное имущество бывает нескольких видов – стационарные строения, вспомогательное оборудование. Особенность капитального оборудования – наличие на него «неэластичного» спроса и долгосрочное применение.
Как правило, основное оборудование может быть двух видов:
-универсальное имущество может применяться в различных отраслях промышленности и разными заводами (предприятиями, фабриками);
- специализированное имущество подходит только для применения в границах определенного производства и для изготовления какой-то определенной продукции из конкретного вида сырья. Отличительная особенность специализированного оборудования – небольшое число продавцов и покупателей. Данный фактор приводит к более тесному взаимодействию между участниками сделки.
Все капитальное имущество может различаться по следующим параметрам – срокам действия (гарантийным периодом), надежностью, производительностью (мощностью), комплектностью поставок, ремонтопригодностью и так далее. Для капитального имущества одним из наиболее важных критериев оценки являются эргономические характеристики.
Классификация капитального имущества и его характеристики
Капитальное имущество – одно из ответвлений в классификации товаров, подразделяемых на две категории:
Продукция широкого потребления
1. Изделия повседневного спроса. Сюда относится вся продукция, которую мы покупаем ежедневно и без раздумий. Она необходима для поддержания жизнедеятельности. Такие товары бывают трех видов – товары постоянного спроса, импульсной покупки и экстренных случаев.
2. Изделия предварительного выбора. Такую продукцию человек выбирает только после сравнения характеристик, стоимости, условий приобретения и так далее. К подобным товарам можно отнести машины, одежду, мебель.
3. Продукция особого спроса. Сюда относятся брендовые вещи, имеющие особые характеристики. В большинстве случаев покупатели готовы затратить определенные усилия, чтобы получить необходимую вещь. К примеру, это могут быть автомобили BMW или какие-либо фирменные вещи, которые дорого стоят и сложно достать.
4. Товары пассивного спроса – изделия, о покупке которых человек не задумывается заранее. К примеру, надгробие на памятник.
Товары промышленного назначения, капитальное имущество
На сегодня можно выделить четыре основных категории капитального имущества, каждая из которых отличается своими характеристиками и нюансами маркетинга:
1. Стационарные сооружения. В данную группу включены здания, которые находятся на балансе предприятия (к примеру, административные объекты, заводы и так далее), стационарное оборудование – подъемные механизмы, персональные компьютеры, генераторные установки.
Стационарные сооружения относятся к категории основных закупок, которые производятся непосредственно у изготовителя. Сам производитель товаров имеет мощный торговый аппарат, состоящий из высококвалифицированных специалистов. Среди них часто встречаются инженеры по сбытовой работе. Задача производителя – быть всегда готовым к созданию товаров по заказу производителя и оказанию услуг по послепродажному обслуживанию. Для продвижения такой продукции может использоваться реклама, но в сравнении с технологией личной продажи ее доля мизерна.
К характеристикам основного оборудования можно отнести:
- высокую цену и неэластичность;
- низкий уровень спроса;
- высокую вероятность одобрения решения по закупке продукции;
- длительный срок применения;
- отсутствие превращения в готовый товар. Он лишь частями переносится на свою стоимость и цену готовой продукции;
- количество продавцов минимально;
- делится на две категории – специальной и универсальное.
Особенности основного оборудования в отношении маркетинга:
- главным фактором при покупке является высокое качество и эффективность применения;
- необходимость в дополнительном обслуживании;
- длительность переговоров в отношении условий сделки и сроков поставки;
- прямой канал сбыта;
- использование особых форм продаж. Здесь речь идет о плотном взаимодействии продавца и покупателя.
2. Вспомогательное оборудование можно разделить на два вида:
- движимое заводское оборудование. Сюда можно отнести автопогрузчики, специальный инструмент и так далее;
- офисная конторская техника – письменные столы, компьютеры и прочее.
Такие изделия не переходят в разряд готовой продукции. Их задача – оказывать поддержку производству, выступать в качестве вспомогательной продукции. Продолжительность «жизни» такого оборудования ниже, чем у сооружений стационарного типа. Ряд производителей реализует товары прямо в руки потребителей. При этом на практике все чаще востребована другая схема работы, когда в процессе совершения сделки участвуют посредники. Это вызвано тем, что географически рынок вспомогательной продукции очень широк, большое количество покупателей, заказы минимальны.
В процессе выбора поставщика желательно обращать внимание на стоимость товара, его свойства, качество и наличие сервиса после продажи товара. Основной упор делается на качество продавцов, а не на рекламу, хотя и маркетинг в этом деле не бывает лишним.
Основные характеристики дополнительного оборудования:
- период применения и стоимость меньше, чем у основного оборудования;
- не входит в состав готовых изделий, а обеспечивает полноценный процесс изготовления продукции.
Особенности дополнительного оборудования в отношении маркетинга:
- товар четко стандартизирован;
- вероятность принятия положительного решения по совершению сделки невысокий;
- спрос на продукцию имеет широкий характер;
- контакт между сторонами сделки не такой тесный, как в случае с основным оборудованием;
- продажи осуществляются через широкую сбытовую сеть.
3. Вспомогательные материалы можно разделить на два вида:
- материалы для проведения обслуживания и ремонта (гвозди, шурупы, краска и так далее);
- рабочие изделия – каменный уголь, смазка и тому подобные.
Вспомогательные материалы выполняют такие же функции для рынка товаров в целом, как и продукция повседневного спроса. Торговля вспомогательной продукцией, как правило, производится с помощью посредников, что вызвано большим объемом покупателей. Цена каждой отдельно взятой единицы низка. Из-за наличия четкой стандартизации каждого товара приверженность к тем или иным производителям находится на низком уровне.
Основную роль в процессе закупок играют два фактора - цена и сервис.
Основные характеристики и нюансы маркетинга вспомогательного оборудования:
- продукция не входит в состав готовых изделий, а способствует ее оформлению, производству и оснащению;
- продажи осуществляются по принципу сделок на рынке товаров широкого потребления.
4. Деловые услуги условно делятся на две категории:
- услуги, касающиеся ремонта техники и ее техобслуживания (восстановление ПК, настройка системы);
- консалтинговые услуги – создание рекламы, правовые консультации и так далее.
Как правило, техническое обслуживание и ремонт осуществляется на договорной основе. При этом небольшие производители часто продают свои услуги по ремонту и техническому обслуживанию в комплексе с оборудованием. В случае больших закупок могут предоставляться консалтинговые услуги. При этом покупатель выбирает продавца, основываясь на квалификации работников и репутации компании.
Основные характеристики и нюансы маркетинга деловых услуг:
- не входят в состав готовых изделий, но участвуют в формировании цены товара;
- непостоянные по качеству и нераздельны с источником;
- повышают имидж компании и ее конкурентоспособность;
- требуют тесной взаимосвязи между покупателем и продавцом;
- повышают эффективность деятельности.