Конкурентный лист – документ, отображающий консолидированные коммерческие данные. Это непросто формальный документ, а эффективный инструмент, регулирующий региональные и международные торговые отношения, так как он отражает объективную стоимость товаров/услуг конкретного подрядчика или поставщика. Данные конкурентного листа используют в коммерческих отношениях многие службы, в частности – служба Управления Цепи Поставок.
Специфика конкурентного листа
Конкурентный лист выполняется в формате таблицы. В ней экспортер отображает информацию об экономических, технических характеристиках товаров (услуг) конкурентов, условия сбыта, данные о качестве, ценах и другие объективные показатели.
Ключевая цель подобной таблицы – сравнение коммерческих предложений конкурентов в конкретном сегменте экономики. На основании сравнения происходит ценообразование. К другим целям составления конкурентного листа относят:
- Объективную оценку целесообразности закупки;
- Выявление оптимального поставщика (по ценам и условиям продажи);
- Оптимизацию первоначальных требований к экспортеру;
- Разработку тактики ведения дальнейших переговоров.
Фактически конкурентный лист удовлетворяет цели как продавца - помогает установить объективную стоимость продукции, так и покупателя – помогает определить конкурентоспособность поставщика. Все данные документа приводятся на основе формулы пересчета к единым условиям, затем они сопоставляются с мировым базисом.
При получении конкретных коммерческих предложений в документ заносится следующая информация:
- Стоимость;
- Базисный объем поставки;
- Условия платежа;
- Гарантии;
- Сроки поставки и ввода продукции в эксплуатацию;
- Цены обслуживания;
- Производительность;
- Объем расходов за НДС и таможенные услуги.
Конкурентный лист применяется многими службами. В частности, его данные используют: отделы закупок, отделы выбора подрядчика и перевозчика, службы выбора застройщика и т.д.
Требования к составлению конкурентного листа
Так как конкурентный лист – это нормативный документ, его составление подчиняется конкретным требованиям. Любой документ должен отражать:
- Данные о достаточном количестве конкурирующих продуктов (товаров/услуг);
- Список лидирующих фирм в конкретном сегменте;
- Информацию о товарах-аналогах, которые приближены по технико-экономическим характеристикам (свыше 10 штук).
Кроме того, таблица документа разбивается на тематические разделы. Задача подобных разделов - отображение технических характеристик продукции, данных о юридическом лице (производителе), коммерческих и кредитных условий, а также стоимости.
Помимо базисных характеристик, в таблицу можно вносить поправки:
- О серийности продукции;
- Уточнения о размерах и комплектации товаров;
- Уточнения о качестве, мощности, производительности, специфике эксплуатации продукта;
- Данные об альтернативных методах оплаты (рассрочка, кредит, лизинг и т.д.).
Конкурентный лист и участие в тендере
Наличие конкурентного листа в ряде случаев – необходимость, например, если производитель участвует в тендере. При определении лидера тендера учитываются многие критерии, в частности: цены (товаров/услуг), сроки и условия реализации. На основании сравнения выбирается лидирующий поставщик, который максимально соответствует возможностям и целям организатора тендера.
Тендеры проводятся как на региональном, так и на международном рынке, давая возможность выходить поставщикам-победителям на новый уровень торговых отношений.
Выводы
Таким образом, конкурентный лист – документ, отображающий объективные данные о конкурентоспособности продукции и услуг, полученные путем сравнения с аналогами. Он выступает эффективным инструментом, способным продвинуть бренд в конкурентной среде путем отражения фактических преимуществ продукции и компании в целом. Для покупателей конкурентный лист выступает своеобразной гарантией выбора оптимального поставщика (подрядчика) среди конкурирующих аналогов.