Динамика прибыли

Итог любой предпринимательской деятельности – прибыль. Если предприятие прибыльно, можно сделать вывод, что вложения окупаются. Однако для полноценного финансового анализа одного факта прибыльности компании в определенном периоде мало – очень важно понимать, растет прибыль компании или падает. Поэтому анализ прибыли фирмы за текущий период необходимо производить только в сравнении с данными предыдущих периодов. 

 

Как считать динамику прибыли?

  

Для расчета темпа роста прибыли уместно использовать такую таблицу:

 

Показатель

Базовый период

Настоящий период

Итог расчета

Сумма (в тыс. рублей)

Доля в процентах

Сумма (в тыс. рублей)

Доля в процентах

Прибыль от реализации товаров

15000

83

18000

90

 

Брутто-прибыль

18000

100

20000

100

 

 

Уточним, что брутто-прибыль – это общая прибыль предприятия до налогообложения.

 

Чтобы определить темп роста прибыли, необходимо разделить абсолютный показатель в настоящем периоде на аналогичный показатель в базовом:

 

18000 / 15000 = 1.2

 

Прибыль от реализации товаров компании выросла за последний период на 20%. Брутто-прибыль по аналогичному расчету повысилась на 11%.

 

Видно, что в таблице присутствуют и процентные показатели. Они необходимы для того, чтобы сделать вывод, насколько изменился удельный вес прибыли, приносимой продажей товаров, в брутто-прибыли. В нашей ситуации доля прибыли от реализации в брутто выросла на 8% (не путать с процентными пунктами).

 

С какими показателями нужно сопоставлять динамику?

 

Прибыль текущего периода следует сравнивать не только с прибылью предыдущих периодов, но и с другими показателями. Скажем, если себестоимость продукции выросла (а вслед за ней и цена), повышение прибыли от продаж не будет означать увеличение эффективности работы организации.

 

Кроме себестоимости сравнивать прибыль от продаж нужно со следующими показателями:

 

  • Выручка.

 

  • Управленческие и коммерческие расходы.

 

 

Проанализируем фирму по следующей таблице:

 

 

Прибыль от продаж

Валовая прибыль

Себестоимость продукции

Выручка от продаж

Коммерческие расходы

Управленческие расходы

2012

30000

40000

70000

100000

10000

10000

2013

40000

45000

80000

120000

12000

13000

2014

50000

60000

100000

150000

13000

15000

 

По данным таблицы следует построить график:

 

 

Ключевым показателем для нас является зеленая линия – прибыль от продаж. По графику можно видеть: прибыль от продаж за последний год упала относительно валовой прибыли (самое плотное схождение было в 2013 году). Кроме того, мы понимаем, что устойчивое повышение прибыли от продаж - это следствие более интенсивного роста выручки по сравнению с ростом себестоимости продукции.

 

Условие оптимизации прибыли

 

Условие оптимизации прибыли позволяет выявить, эффективна ли коммерческая деятельность компании. Условие выражается следующей формулой:

 

ТРврн > ТРсп,

 

где ТРврн – это темп роста выручки, а ТРсп – темп роста полной себестоимости (себестоимость + коммерческие и управленческие расходы)

 

Если условие выполняется, коммерция эффективна. Если не выполняется, производится подробный финансовый анализ, цель которого – выявить причины.

 

Мы можем проверить условие оптимизации на нашем примере (используем данные 2013-2014 годов):

 

 

В нашем случае условие оптимизации прибыли выполняется, поэтому можно судить, что анализируемое предприятие коммерчески эффективно.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders — подписывайтесь на наш телеграм-канал

  • динамика прибыли
  • как исследовать динамику прибыли
  • условия оптимизации прибыли

Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти или зарегистрироваться
UP