Готовый бизнес-план – это составленный согласно определенным требованиям документ, который необходимый для осуществления мероприятий по становлению и развитию собственного дела - бизнеса. В бизнес-плане должно быть хорошо описан каждый шаг предпринимателя на пути к достижению конкретной цели.
Основные принципы составления бизнес-плана
Готовый бизнес-план отличается следующими особенностями:
- информация в данном документе излагается кратко, без специфических терминов, сложных углублений в производственный процесс;
- ориентация готового бизнес-плана должна быть направлена на конечный результат (размер итоговой прибыли будущего предприятия указывается в конкретных цифрах);
- данный документ должен содержать точную и реальную информацию, без преувеличений, например, стратегию развития бизнеса, все инструменты, которые необходимы для достижения этой цели.
Задачи готового бизнес-плана
Готовый бизнес-план должен выполнять следующие задачи:
- полностью определять направление деятельности предприятия;
- детально анализировать все целевые рынки;
- тщательно определять всевозможные риски;
- отражать мотивацию будущих сотрудников;
- определять план маркетинговых мероприятий.
Структура готового бизнес-плана
Готовый бизнес-план должен содержать следующие элементы:
- Титульная страница (название фирмы, фактический адрес расположения бизнеса, контактная информация (телефоны учредителей, бухгалтера), краткое содержание.
- Резюме – визитная карточка готового бизнес-плана. Здесь предоставляется основная мысль и выводы данного документа.
- Цели, функции проекта. При составлении этого раздела специалисты советуют использовать понятие «SWOT-анализа». Наименование его происходит от 4 букв английских слов: strength, weakness, opportunity, troubles (сила, слабость, возможность, угрозы). То есть в данном разделе нужно детально раскрыть все стороны проекта.
- Реальное описание будущего предприятия, продукта/услуги. В данном разделе нужно предоставить информацию о технологии производства (создания) товара (услуги).
- Финансовый план (расходы, непредвиденные траты и поступления, предполагаемая прибыль, формы расчета, система налогообложения). Также здесь указывается банковское учреждение, с которым планирует сотрудничать будущий предприниматель.
- Маркетинговый план (данные о всевозможных конкурентах, оценка платежеспособности потенциальных покупателей, ценообразование, определение спроса на предлагаемый товар, реклама, методы распространения продукции, методы стимулирования продаж, создание имиджа, послепродажное сопровождение).
- Производственный план (технология производства, список оборудования, всевозможные ноу-хау, главные поставщики сырья, размеры и сроки поставок, особенности расположения производственных площадей – все основные рабочие моменты, связанные с производством).
- Персонал управления (система подчинения, должностные обязанности, система премирования, правила внутреннего распорядка, нематериальные и материальные бонусы, система развития персонала, создание и обучение рабочего резерва, если такой предусматривается).
- Источники и объемы необходимых финансов, предполагаемые сроки их возврата.
Восемь вещей, которых не должно быть в готовом бизнес-плане
Готовый бизнес-план, согласно мнению профессиональных управляющих проектами, не должен содержать:
- «мертвые души» (сотрудников, которые не имеют к будущей работе ни малейшего отношения);
- «выдуманные персонажи» (все данные об основателях предприятия должны быть не приукрашенными и максимально честными);
- «год за годом» (в готовом бизнес-плане нельзя подавать финансовые планы с разбивкой по годам, прогноз делается на первый год помесячно);
- «монополия» (нельзя говорить об отсутствии конкуренции);
- «где-то как» (готовый бизнес-план не должен содержать неточностей);
- «обещания» (в данном документе нельзя оговаривать финансовые вливания, которых еще нет);
- «всегда растущие доходы» (финансовые показатели при графическом рассмотрении не могут иметь вид кривой, безгранично стремящейся вверх);
- «кто, когда и где угодно» (маркетинговый план должен содержать только существующие на самом деле предложения).
Документальная база готового бизнес-плана
Очень хорошо если к готовому бизнес-плану будут добавлены приложения. Это документы, которые были использованы при составлении бизнес-плана:
- данные маркетинговых исследований;
- развернутый анализ деятельности конкурентов;
- спецификации продуктов, их описание;
- резюме руководителей проекта;
- копии рекламы, прайс-листов;
- заключение экспертов;
- письма от заказчиков и покупателей;
- контракты;
- прочие документы.
Краткий итог
Бизнес-план составляется для предприятия один раз и осуществляется также единоразово. Данный документ призван подробно и понятно изложить цель бизнеса, его задачи, финансовую и производственную направленность, программы по маркетингу, сбыту и прочие моменты.