Капитализационная эмиссия

Капитализационная эмиссия – выпуск новой партии ценных бумаг с дальнейшим их безвозмездным распределением между действующими держателями акций. Основная задача проведения такой эмиссии – капитализация резервов и прибыли. Часто данный выпуск называется бонусной эмиссией.

 

Место капитализационной эмиссии в общей классификации

 

капитализационная эмиссияКаждое предприятие, которое осуществляет выпуск ценных бумаг, может производить размещение последних несколькими методами:

 

1. Открытая продажа – заключение соглашения между АО и финансовой структурой, которая будет продавать ценные бумаги по определенной цене.


2. Публичный выпуск. Особенность в том, что продажа ценных бумаг осуществляется непосредственно публике. При этом посредник в сделке играет роль исключительно консультанта, а не полноценной стороны.


3. Частное размещение. В этом случае АО продает акции путем заключения договоров между клиентами брокеров (банковских учреждений). Иногда брокеры (банки) имеют право размещать активы между своими клиентами.


4. Тендерное размещение. Основная суть – предоставление права инвесторам производить заявки на предложенные к размещению акции. При этом они устанавливают свою минимальную цену. Основные параметры заявки – цена и число покупаемых акций. Покупку совершает тот инвестор, который предложит более высокую цену.

 

способы размещения акций


Существует и ряд дополнительных методов, которые позволяют заинтересовать инвесторов и привлечь в компанию дополнительный капитал:


1. Открытое предложение – шанс для действующих акционеров обратиться к компании-эмитенту с предложением нового выпуска акций.


2. Скрип-дивиденды – совершение платежей по дивидендам в форме новых ценных бумаг.

 

3. Дробление акций – процесс изъятия старых ценных бумаг у акционеров и передача им новых, но уже с более низкой номинальной ценой.


4. Консолидация – изъятие акций с целью раздачи новых ценных бумаг с большим номиналом, а также их дальнейшее размещение среди акционеров.


5. Выпуск прав – предложение действующим акционерам купить дополнительную партию акций на наличные средства по более низкой цене. При этом количество купленных акций должно быть пропорционально числу уже имеющихся на руках ценных бумаг.


6. Капитализационная (бонусная) эмиссия – выпуск дополнительной партии акций в пределах своего нераспределенного дохода и последующее распределение активов (как правило, бесплатное) среди действующих акционеров.

 

Сущность капитализационной эмиссии

 

В последнее время предприятия все чаще прибегают к особой бухгалтерской манипуляции - капитализационной эмиссии. При этом действующие акционеры не всегда понимают сущность такой эмиссии. Они представляют такие действия компании, как свободную эмиссию, которая позволяет получить дополнительный пакет ценных бумаг буквально из воздуха и повысить свой доход. На самом же деле здесь не все так просто.


Сущность капитализационной эмиссии проще показать на примере английских компаний, которые одними из первых стали прибегать к такому выпуску. Ранее номинальная стоимость ценных бумаг английских предприятий имела отличные параметры от других фондовых активов, которые были в руках акционеров. Так, номинальная стоимость акций была от пяти до пятидесяти пенсов. Как правило, эквивалент такого актива в компании США мог и вовсе не иметь номинальной цены.


Капитализационная эмиссия в Великобритании представляет собой процесс, когда АО превращает определенную долю имеющихся резервов в новые акции. К примеру, акции предприятия «Х» оцениваются в сумму 800 пенсов. При этом капитал акционеров принимает следующий вид:


1. Общий капитал (простые акции с номинальной ценой 20 пенсов) – 100 миллионов фунтов стерлингов.
2. Объем резервов по счетам прибыли и расходов – 600 млн. фунтов стерлингов;
3. Резервы от переоценки – 300 млн.фунтов стерлингов;
4. Капитал акционеров – 1 млрд. фунтов стерлингов.


Так как у АО накопились существенные резервы по счетам доходов и расходов, благодаря активному реинвестированию полученной прибыли в течение долгих лет, то сумма в 100 миллионов капитала АО не соответствует общей действительности. Кроме этого, компания постоянно увеличивала свой доход и стоимость акций, которые выросли до уровня 800 пенсов (это очень хороший показатель по стандартам Великобритании). С другой стороны, подобная цена делает активы «тяжелыми» и усложняет процесс их свободного обращения на бирже. Идеальный вариант для АО – поддерживать более низку цену, чтобы ценные бумаги было проще купить (продать) на фондовом рынке.


В связи с этим компания «Х» принимает решение произвести конвертацию своей резервной части капитала в новые ценные бумаги, то есть реализовать капитализационную эмиссию. К примеру, предприятие решило использовать на эти цели сто миллионов резервных средств. В итоге АО осуществляет эмиссию новых ценных бумаг на указанную выше сумму. Общее число акций – 500 миллионов, цена каждой – 20 пенсов. Как следствие, для их погашения используется сто миллионов резервных средств. При этом вновь напечатанные ценные бумаги буквально раздаются среди существующих акционеров. В этом случае капитал последних приобретает следующий вид:


1. Общий капитал (простые акции с номинальной ценой 20 пенсов) – 200 миллионов фунтов стерлингов.
2. Объем резервов по счетам прибыли и расходов – 500 млн. фунтов стерлингов;
3. Резервы от переоценки – 300 млн.фунтов стерлингов;
4. Капитал акционеров – 1 млрд. фунтов стерлингов.


После совершения такого выпуска все, что поменялось, так это бухгалтерия - произошло снижение одной статьи предприятия (резервов по расходам и доходам) и одновременно с этим повышение другой (капитала в простых акциях). По своей сути данная сделка носит исключительно финансовый характер и не влияет на изменение доли акционеров в общем капитале компании. Кроме этого, объем средств предприятия также не меняется. Это значит, что капитализационную (бонусную) эмиссию нельзя в полной мере рассматривать как способ привлечения капитала.


бонусная эмиссияДля каких же целей необходима бонусная эмиссия? В рассмотренном примере у акционера на руках стало в два раза больше акций. Но так как цена компании осталась на прежнем уровне, то стоимость актива на рынке также скорректируется с учетом нового выпуска. При этом раньше у держателя акций была одна акция по цене 800 пенсов. После проведения капитализационной эмиссии их стало две, каждая из которых стала стоить 400 пенсов. Но такое деление не всегда хорошо, ведь большой объем активов в обороте и менее низкая цена может привести к снижению спроса на рынке.


При этом капитализационная эмиссия не всегда проводится в отношении 1:1, то есть не во всех случаях будет 100-процентной. Часто применяются и другие методики, когда осуществляется 5-ти, 10-ти или 20-ти процентные капитализационные миссии. Проблема лишь в том, что после каждого нового выпуска стоимость актива на рынке должна корректироваться с учетом нового объема акций. При этом цена всегда опускается с учетом «процентности» дополнительной эмиссии. К примеру, при 10% капитализационной эмиссии стоимость опускается до уровня 727.3 пенсов. Расчет производится просто. У акционера, к примеру, на руках было 10 ценных бумаг по цене 800 пенсов каждая. После предоставления еще одной акции общее число активов увеличилось до 11. Для расчета цены каждой акции 800*10/11 = 727.3 пенса.


Для предотвращения путаницы компания назначает дату, когда раздача «бонусных» акций прекращается. После этого производится коррекция цены в сторону снижения. Еще один интересный момент – появление приписки «ХС» около акций, которая означает отсутствие права на капитализацию.


Капитализационная эмиссия – это чисто техническая сделка со стороны АО. С другой стороны, для акционера она может иметь определенные последствия (в частности, может измениться доход). Если выпуск новых активов производится с коэффициентом 1:1, а компания-эмитент планирует выплачивать тот же объем дивидендов, что и раньше, то по каждой из акций объем выплат должен быть снижен. Если держатель акции получал ранее доход по одной акции равный десяти пенсам, то он не изменится – просто на каждую акцию будет начисляться по пять центов.


Но возможно и другое развитие событий, когда компания «Х» оставляет дивиденды на прежнем уровне (по десять пенсов) и тогда держатель акции получает двойную прибыль. В дальнейшем АО может периодически повышать свои дивиденды путем проведения дополнительной эмиссии с небольшим коэффициентом (к примеру, 1:10).


Капитализационная эмиссия может иметь и другие формы. В ряде случаев акционерное общество предоставляет право своим акционерам получать дивиденд в форме дополнительных акций (вместо обычной наличности). При этом с самого начала эмиссия новых акций производится с учетом роста цены на размер чистого дивиденда (то есть после вычитания из последнего базового налога). Со временем компании стали предлагать боле крупные дивиденды посредством выдачи дополнительных акций с целью убедить клиентов выбрать первый из вариантов получения выплат.


С другой стороны, выплата дивидендов акциями – это не всегда хорошо, ведь таким образом АО проводит как бы льготную эмиссию. В итоге общие запасы наличных средств повышаются. При этом может показаться, что капитализационная эмиссия и выплата дивидендов в форме акций вызвана ошибочным управлением компанией.


Бывают случаи, когда капитализационная (бонусная) эмиссия может быть весьма выгодна для акционера. К примеру, если речь идет о поощрительном предоставлении дополнительных акций постоянным держателям акций (к примеру, в государственных компаниях), то такая капитализационная эмиссия действительно ценна для клиентов. В этом случае доля держателя акции в компании увеличивается.

  • капитализационная эмиссия
  • бонусная эмиссия
  • сущность капитализационной эмиссии
X

Похожие публикации

Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти или зарегистрироваться
UP