Кросс-листинг предполагает, что акции компании помимо отечественной биржи размещаются еще на одной или нескольких иностранных биржах. Основной инструмент кросс-листинга – депозитарные расписки, поставляемые зарубежному кастодиальному банку, который в свою очередь эмитирует акции для иностранных инвесторов.
Депозитарные расписки формально представляют собой собственность внутреннего рынка в зарубежных предприятиях. Сами акции остаются внутри страны, а расписки дают право собственности на них за границей.
Основным мотивом для кросс-листинга служит желание укрепить сферу влияния за пределами собственного государства. Например, акции большинства канадских фирм котируются в США.
Особенности кросс-листинга
Есть ряд характерных черт акций, реализованных по депозитарным распискам:
- Дивиденды за владение такими акциями выплачиваются в валюте того государства, где хранится расписка.
- Депозитарные расписки выпускаются и для акций, находящихся в обращении, и для акций новой эмиссии.
- Депозитарные расписки могут быть обменяны на основные иностранные акции и наоборот. Примером служат европейские (EDR) и американские (ADR) депозитарные расписки.
Преимущества кросс-листинга
В качестве положительных сторон кросс-листинга стоит выделить следующие:
- Кросс-листинг делает акции организации более ликвидными за счет увеличения количества потенциальных покупателей.
- Кросс-листинг повышает репутацию предприятия, так как процедура из-за высоких требований ассоциируется с аккуратностью финансовых отчетов и высококвалифицированной бухгалтерией. Следовательно, для мировых инвесторов такие компании представляются заслуживающими доверия.
- Кросс-листинг способствует росту популярности фирмы, так как пользуется вниманием СМИ.
- Кросс-листинг защищает инвесторов, что позоляет им не бояться быть обманутыми.
- Кросс-листинг – отличная предпосылка для последующей экспансии фирмы и открытия филиалов за границей. К тому моменту компанию уже будут знать.
Недостатки кросс-листинга
Существует 2 серьезных недостатка процедуры:
- Необходимость дополнительных затрат на повторное размещение, что может привести финансово неустойчивые фирмы даже к банкротству.
- Жесткие требования, которым способна соответствовать далеко не каждая компания.
Если же фирме удастся преодолеть описанные трудности, от кросс-листинга она однозначно выиграет.