Корпоративно-финансовый менеджмент

Корпоративно-финансовый менеджмент - максимально возможное применение имеющегося потенциала менеджмента компании (корпорации) с целью формирования и удержания ее цены через принятие грамотных решений и продуманного управления имеющими в распоряжении ресурсами.

 

Сущность корпоративно-финансового менеджмента

 

Одна из главных ошибок анализа деятельности компаний в том, что процесс корпоративного управления приравнивается к общему менеджменту, а также стратегическому процессу управления. Но данный подход не совсем верен. Определения корпоративного управления и менеджмента необходимо разделять.


В первом случае речь идет о более широком понятии, которое включает в себя широкое взаимодействие большого числа компаний и лиц, имеющих непосредственное отношение к деятельности предприятия в различных аспектах. Что касается корпоративного менеджмента, то здесь подразумевается конкретная деятельность тех или иных специалистов в процессе реализации определенных деловых сделок. Но, несмотря на это, оба эти параметра тесно переплетаются между собой и направлены на создание устойчивого предприятия, оптимизации организационных структур и качественное управление бизнесом.

 

суть корпоративного управления
Корпоративно-финансовый менеджмент можно представить как один из процессов регулирования владельцем имеющихся корпоративных прав. Основная задача при этом - повышение уровня доходности, возмещение расходов посредством получения определенной части имущества в процессе ликвидации и так далее.


Сюда же можно включить работу назначаемых или избираемых органов АО, которая имеет своей целью поддержать баланс менеджеров и хозяев, правильно организовать управление имуществом и всей собственностью компании с учетом действующих норм законодательства.


Кроме этого, корпоративно-финансовый менеджмент - это процесс, который в первую очередь направлен на качественное управление финансовыми отношениями для быстрого формирования и грамотного применения децентрализованных фондов финансов, а также привлечения новых инвестиций для дальнейшего развития. Такая система взаимоотношений имеет множество аспектов, подразумевающих как работу внутри одного предприятия, так и его связей со своими контрагентами.


Как правило, объектом корпоративно-финансового менеджмента являются корпорации - структуры, которые на законном основании занимаются определенными видами деятельности и отвечают исключительно за свои инвестиции внутри предприятия. Часто корпорация характеризуется как зарегистрированная по всем правилам компания, которая имеет юридические права частника, к примеру, право на получение займов, владение недвижимостью и прочей собственностью, право быть истцом и ответчиком на суде и так далее.


К основным характеристикам современных корпораций можно отнести:


- имущество в корпорации разделяется на различные доли собственных средств компании (простые акции). Если акционер имеет на руках всего 10% акций, то он считается владельцем десятой части всего предприятия;


- капитал таких организационных структур всегда оценивается на биржевых площадках, где ведется торговля ценными бумагами (акциями этого предприятия);

 

структура корпорации
- теоретически акционеры имеют право принимать непосредственное участие в управлении корпорацией и контролировать ее. Кроме этого, с учетом существующих правил и устава они могут рассчитывать на получение дивидендов, право голоса, избрание директоров и так далее. На практике, конечно, акционеры могут быть «разбросаны» по всему миру, что не позволяет им принимать непосредственного участия в процессе управления структурой;


- руководители корпорации и ее менеджеры имеют полное юридическое право принимать качественные решения по поводу того, как и что производить. Кроме этого, они непосредственно взаимодействуют с профсоюзами и могут в любой момент совершить продажу фирмы, если у другой компании есть намерения ее поглощения.

 

Корпоративно-финансовый менеджмент: концепции, принципы

 

При изучении корпоративно-финансового менеджмента можно отметить весьма сложную структуру данной науки. При этом одной из составных частей является финансовый менеджмент, основанный на целом ряде концепций:

 

- концепция финансового потока означает, что любая финансовая сделка и общий денежный поток имеют тесную взаимосвязь. При этом в качестве составляющих финансового потока можно выделить прибыль, финансовые поступления, платежи и так далее;


- концепция кратковременных ценностей финансового потока. Ее суть в том, что денежная единица, заработанная в данный момент времени, имеет много большую ценность, чем та, которая будет получена через определенный промежуток времени. При этом существующая неравноценность характеризуется тремя аспектами - инфляцией, риском недополучения дохода, оборачиваемостью капитала;


- концепция, подразумевающая компромисс между уровнем доходности и риска. Здесь все просто. Работа каждой корпорации (компании) подразумевает определенный риск и получение дохода. При этом данные составляющие плотно взаимосвязаны между собой. Чем выше уровень доходности ожидает руководство компании, тем выше риски каждой конкретной операции;


- концепция цены капитала. Суть такова, что бесплатных источников финансирования почти не существует. При этом обслуживание или мобилизация тех или иных источников для дальнейшей деятельности имеет различную цену для корпорации. Другими словами, любой источник финансирования может иметь свою стоимость, выражаемую в определенных расходах. Одновременно с этим значение цены каждого из источников не считается независимым;


- концепция эффективности рынка подразумевает получение полного доступа участников рыночных взаимоотношений к информации. При этом сегодня можно выделить три основные формы, характеризующую эффективность рынка:

 

  • Слабая форма подразумевает, что стоимость акций показывает лишь исторические тенденции стоимости активов в прошлом периоде времени.
  • Умеренная форма заключается в том, что текущая стоимость активов показывает не только исторические коррекции цен, но и имеющуюся в распоряжении у участников информацию.
  • Сильная форма - цель грамотного финансово-корпоративного менеджмента. Ее особенность в том, что текущая стоимость ценных бумаг отражает не только ту информацию, которая общедоступна, но и закрытые для остальных участников рынка данные.

 

- концепция агентских отношений отражает, что при работе корпорации возможны определенные противоречия между управляющими компанией и ее акционерами. Это связано с определенными разрывами между различными функциями предприятия - текущего управления, распоряжения, контроля активов и так далее;


- концепция ассиметричности данных имеет непосредственную связь с эффективностью рынка. Ее суть в том, что определенные категории участников могут быть носителями информации, которая недоступна другим участникам рынка. Как правило, с помощью этой концепции можно пояснить саму суть существования рынка. Каждый участник рыночных взаимоотношений уверен, что информация, которая есть у него в распоряжении, недоступна конкурентам. Как следствие, он способен принимать эффективные решения.


Кроме перечисленных выше аспектов, можно выделить концепции временной неограниченности, правовой и имущественной обособленности и прочие. Но как правило, они имеют меньшее влияние на корпорацию в целом и корпоративно-финансовый менеджмент в частности.

 

схема взаимодействия в корпоративно-финансовом менеджменте

 

В настоящее время одним из главных методов совершенствования процесса корпоративно-финансового менеджмента является четкое следование следующим принципам:


1. Эффективного управления. Здесь важно, чтобы у каждой компании (корпорации) были как краткосрочные планы (на небольшие промежутки времени), так и долгосрочные ориентиры. При этом основная цель - повышение ее капитализационной цены.


2. Прозрачности структуры. По объему раскрываемой компанией информации можно судить о степени владения ее частью тем или иным собственником. Сюда же можно отнести составляющие доли держателей акций в общей структуре акционерного капитала.


3. Финансовой дисциплины. Компания в полном объеме и в строго определенные сроки должна раскрывать свою отчетность с учетом действующих международных стандартов. В свою очередь, предоставленные документы должны быть проверены и одобрены независимыми аудиторскими компаниями. При этом финансисты предприятия персонально отвечают перед независимыми аудиторами за достоверность предоставленных данных и их полноту.


4. Информационной открытости. Корпорация (фирма, компания) обязуется раскрывать информацию о перспективах компании, ее планах, основных результатах и так далее. Кроме этого, должны даваться своевременные ответы на запросы держателей акций.


5. Гарантии прав. Компания дает гарантии всем ее владельцам, что они смогут в полном объеме реализовать свои права, в том числе гарантирует непосредственное участие в работе управленческих органов предприятия с учетом имеющихся долей участия акционеров. При этом для держателей простых акций всегда действует простой принцип: на одну акцию - один голос.


6. Эффективного контроля. В совет директоров входит группа независимых руководителей, которые подотчетны акционерам.


7. Справедливого вознаграждения. В любой компании должна работать качественная система вознаграждения и оценки работы ее руководителей и директоров. Все это является мощным стимулирующим фактором для самих работников и гарантией для акционеров компании.


8. Законности и этичности. Любая компания должна работать в четком соответствии с принципами этики и действующих документов, с учетом корпоративных и законодательных правил.


9. Активного содействия. Предприятие всегда принимает участие в диалоге и законодательных инициативах, которые выдвигаются государственной властью с основой целью - совершенствование корпоративно-финансового менеджмента.

  • корпоративно-финансовый менеджмент
  • сущность корпоративно-финансового менеджмента
  • концепции корпоративно-финансового менеджмента
  • принципы корпоративно-финансового менеджмента
X

Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти или зарегистрироваться
UP