Котировальная цена - один из основных биржевых параметров товара или ценной бумаги, его официальная стоимость. К примеру, на Лондонской фондовой бирже такой показатель каждый день публикуется в так называемом «Official List» (Официальном листе) биржевой площадки. Котировальная цена всегда сообщается на биржевой площадке посредством печати в специальной прессе, выставления в сети, вывода на табло.
Котировальная цена в общей классификации
При работе на фондовой бирже участник рынка должен владеть полной информацией о биржевых ценах - стоимости всех торгуемых на площадке активов. В свою очередь, цена биржевых активов должна четко отражать все изменения, которые происходят на рынке с тем или иным товаром.
Котировальная цена - одна из составляющих биржевых цен, среди которых можно выделить:
- цену спроса. Данный параметр характеризует реальную стоимость товара, то есть ту цену, которую предлагает покупатель;
- цену предложения. Этот показатель противоположен предыдущему. Здесь речь идет о цене, которую предлагает продавец;
- котировальную цену - фактическую (реальную) стоимость товара по биржевым операциям. Часто котировальная цена представляется как среднее значение цены того или иного актива за определенный промежуток времени;
- контрактную цену - текущую цену по каждой биржевой операции;
- твердую цену - стоимость биржевого актива, согласованную со сторонами сделки еще на этапе заключения договора;
- скользящую цену - стоимость, которая проставляется в контрактах на длительные сроки поставок. Установка такого параметра актуальна в тех случаях, когда условия изготовления продукции могут быть изменены;
- цену с дальнейшей фиксацией. Особенность параметра в том, что он устанавливается на определенный период времени (к примеру, на день поставки);
- окончательную цену - стоимость, определяемую с учетом договоренности каждой из сторон сделки. При формировании такой цены, как правило, учитываются расходы на рабочую силу, стоимость материалов, используемых при производстве продукции, индекс заработной платы, индексацию цен на товары, необходимые для производства и так далее.
Даже незначительные изменения рыночной конъюнктуры в том или ином направлении обязательно сказываются на биржевых ценах в общем и котировальной цене в частности. Это можно объяснить тем, что котировки - это реальные цены на актив в конкретный промежуток времени.
Котировальная цена подразумевает установку курса на ценные бумаги и товары биржевой площадки. Все установленные курсы проходят регистрацию специальной комиссией по котировкам. При этом текущая котировка отражает реальную конъюнктуру, которая складывается во время торгов, отношение спроса и предложения.
Котировальная цена выступает в качестве определенного ориентира при оформлении договоров как на биржевой площадке, так и вне биржи.
Все котировки можно условно разделить на два вида:
- котировки на реализуемые активы - те, которые есть на данный момент в продаже;
- срочные котировки (как правило, фьючерсы) - это цены на товары, которых на данный момент в продаже нет.
На практике биржевая котировка может быть рассмотрена с двух позиций:
- котировка - механизм, позволяющий определить реальную котировальную цену в процессе ведения биржевых торгов;
- котировка - один из процессов, подразумевающий обработку поступившей информации о биржевых ценах, установленных в период проведения торгов на бирже. В дальнейшем котировальные цены и прочие данные публикуются в биржевых бюллетенях. В ряде случаев такая информация может передаваться участникам биржи в виде сводок.
Котировальная цена: сущность и принцип образования
По завершении каждого дня на бирже котировальная комиссия проводит анализ имеющейся информации по всем проведенным операциям, а также производит котировку стоимости активов, реализуемых на бирже. При этом котировальная цена представляет собой усредненный параметр цены того или иного биржевого инструмента по всем заключенным с ним операциям на площадке. Биржевая цена, как правило, рассчитывается на различные периоды - на полные биржевые сутки, на начало, середину и конец дневных торгов.
Если речь идет о кассовых сделках с ценными бумагами, то котировальная цена - дополнительный справочный материал, позволяющий точно определить текущий уровень стоимости актива. При этом данный параметр нужно воспринимать как ориентир, ведь он отражает данные о прошлом (вчерашнем) состоянии цен на рынке. Фактическая стоимость актива в текущий день может существенно отличаться от прошлого уровня.
По-другому обстоят дела с фьючерсными сделками. Если стоимость в биржевом контакте не указана, то такие операции исполняются по той цене, которая имеет место на дату исполнения сделки с активом. Как следствие, котировальная цена, вычисленная сотрудниками котировальной комиссии, как раз и является ценой исполнения фьючерсного контракта.
При этом роль котировальной комиссии - это не только обобщение информации о произведенных сделках на бирже. Ее сотрудники собирают данные о спросе и предложении, а также зарегистрированных операциях. Кроме этого, котировальная комиссия самостоятельно проставляет верхние и нижние параметры цены на покупку или продажу активов, а также осуществляет исключение тех котировальных цен, которые не показывают реальную конъюнктуру рабочего дня на бирже.
При образовании котировальной цены соблюдается целый ряд принципов, без которых на точное отображение параметра можно не рассчитывать. К примеру, есть два десятка производителей того или иного товара и около сотни покупателей на него. При этом каждый покупатель находится на определенном удалении друг от друга. В практике торговли у участников сделки есть полная свобода оформления хозяйственных связей и поиска необходимых цен. Как следствие, каждый потенциальный покупатель может самостоятельно связаться с производителем. В случае если полная информация о товаре отсутствует, то его стоимость с течением времени может сильно меняться.
По сути, именно производители и потребители, о которых упоминалось выше, формируют основные показатели спроса и предложения на биржевой площадке. При этом определяется рыночная цена, выступающая в роли ориентира для всех участников рынка. Ее изменения, как правило, несущественны, что способствует формированию так называемого базиса. Особенность этого параметра - полное соответствие уровню затрат на тот или иной актив. Кто устанавливает цену выше базиса, тот теряет свои деньги и «вылетает» с торгов.
Процесс образования котировальной цены весьма трудоемкий и требует полного учета различных факторов и правил:
1. Все активы должны котироваться с учетом существующих стандартов. С этой позиции они могут выступать как в качестве отдельной единицы, так и в роли целой группы с общими характеристиками.
2. Важно копировать только те активы, операции по которым происходят регулярно. Если формулировать данное правило другими словами, то котировальная цена устанавливается только для наиболее важных и постоянно выставляемых ресурсов. Последние должны быть зафиксированы в базе биржевого бюллетеня.
3. При формировании котировальной цены обязательно исключаются параметры стоимости, не отражающие реальной информации о рынке. К примеру, если предложение на актив отсутствует, а цена выше той, которая была при высоком спросе, то она исключается.
4. В случае если в течение дня не было проведено сделок по тому или иному товару, то прошлые цены нельзя использовать в качестве показателей рынка. Как правило, они исключаются из котировочного процесса.
5. В процессе расчета котировочной цены выделяется минимальный объем продукции. В случае его нарушения сделка не будет браться в расчет. Стоимость на единицу продукции может быть различной, в зависимости от объема опта (к примеру, при продаже товаров). Чем больший объем товара покупает, тем ниже цена, и наоборот. Чтобы решить такую проблему, часто применяется один из методов:
- выделяется стандартный объем партии и именно по нему совершается наибольший объем операций. В этом случае котировальная цена определяется с учетом парии и отображается в бюллетене;
- выделяются различные группы партий. В этом случае котировальная цена вычисляется для каждой из них по отдельности.
6. При расчете котировальной цены учитываются базовые правила расчета по сделкам - на срок или на наличный актив.
7. На уровень цены и, соответственно, саму котировальную цену имеет непосредственное влияние статус контрагента. Если сравнивать государственные и частные структуры, то у первых данный параметр намного ниже.
8. При определении котировальной цены обязательное требование - определение конъюнктуры рынка. В этом случае проводится анализ трех основных факторов:
- соотношения спроса и предложения на активы;
- динамики цены на каждый отдельно взятый биржевой товар, то есть тенденция изменения стоимости;
- общего числа заключенных сделок.
Таким образом, при активном спросе и предложении на тот или иной актив котировальная цена способна точно передавать информацию о реальном состоянии рынка.