Коэффициент наличности

Коэффициент наличности (коэффициент абсолютной ликвидности) - параметр, который характеризует финансовые возможности компании, а также ее способность своевременно возвращать взятые в кредит деньги.


Коэффициент наличности - показатель, характеризующий отношение банковских резервов в наличных средствах (монетах, банкнотах и так далее) к общей сумме средств на депозитах и текущих счетах, то есть общих обязательств перед клиентами. В связи с тем, что наличные резервы не дают прибыли банку, руководители таких учреждений стараются всеми силами снижать их до уровня, достаточного для покрытия потребностей клиентов. К примеру, в Банке Англии периодически устанавливаются особые уровни поддержки наличности. Что касается США, то здесь работает один из наиболее жестких коэффициентов (определяется Федеральным резервным банком).


Коэффициент наличности - показатель, характеризующий деятельность компании и рассчитанный на основании ее отчетности. С его помощью проще делать выводы о способности предприятия выплачивать текущие долги за счет наиболее ликвидных средств. Суть расчета коэффициентов наличности - сравнить действующие задолженности компании и оборотный капитал, которого должно хватать для выполнения своих обязательств.

 

Сущность коэффициента наличности в его роль в общей классификации

 

При оценке компании одной из основных задач является изучение ликвидности. При помощи этого параметра можно понять, насколько платежеспособно предприятие и может ли оно своевременно справляться со своими текущими долгами, то есть возвращать взятые взаймы средства. Сам коэффициент вычисляется как отношение различных статей активов и пассивов предприятия, то есть общая цена ликвидных средств организации делится на краткосрочные заемные средства. Полученная сумма умножается на 100%.


По вычисленному коэффициенту можно судить об отношении краткосрочных долгов предприятия (оформленных на срок до одного года) и ликвидных средств в обороте. То есть чем быстрее компания способна покрывать свои задолженности путем имеющегося под рукой капитала, тем лучше. Если расчетный показатель ниже 100%, то у компании недостаточно средств не только на выполнение своих обязательств, но и на дальнейшее развитие.


Как правило, для оценки компании (банка) обязателен расчет коэффициентов текущей и мгновенной ликвидности. С помощью этих параметров можно оценить, насколько платежеспособными являются банки (компании), оптимальным ли является соотношение двух важны параметров - активов и пассивов структуры.

 

классификация коэффициентов ликвидности
Первый коэффициент (покрытия или текущей ликвидности) отражает отношение двух параметров - текущего (оборотного) капитала к текущим долгам фирмы (предприятия). Здесь оптимальным считается отношение 2:1, когда объем оборотных средств вдвое превышает объем долгов. Чем выше доля своих активов у предприятия, тем большей стабильностью оно может похвастаться. При этом вероятность утраты платежеспособности минимальна.


Второй коэффициент (мгновенной ликвидности) позволяет сделать анализ надежности банковского учреждения. Данная величина показывает активность клиентов банка в отношении расходования ими кредитных средств. Как правило, данный коэффициент используется при анализе надежности банковских учреждений.


Ликвидность предприятия и платежеспособность - это неравнозначные понятия. К примеру, если организация имеет высокий уровень текущей ликвидности, то это не говорит о наличии у нее больших объемов высоколиквидных активов. Таким образом, компания может не справиться со своими краткосрочными обязательствами. Чтобы более точно оценить возможности компании, разработан коэффициент, который максимально точно отображает подобную информацию - коэффициент наличности (встречается и другое название - коэффициент абсолютной ликвидности).

 

Данный параметр позволяет оценить отношение наличности в банковском учреждении (монет, банкнот и так далее) к взятым перед клиентами обязательствам. Критерий наличности в предприятии - параметр, отображающий способность организации превращать свой капитал в реальные деньги. По этому параметру руководители предприятия и другие субъекты рынка могут судить о стабильности и дальнейших перспективах организации.


С помощью коэффициента наличности можно точно оценить способность организации достойно выполнять краткосрочные обязательства и своевременно погашать их. В качестве средств для покрытия задолженности, как правило, используются краткосрочные финансовые инвестиции и наличность. Коэффициент наличности позволяет оценить, какую долю краткосрочных долгов может погасить компания за счет имеющегося в распоряжении капитала и краткосрочных инвестиций.


Лучший вариант, когда объем наличности составляет от 20 до 25% от суммы краткосрочных долгов. На практике возможны и другие случаи, когда размер ликвидных средств в активах компании больше, чем объем краткосрочных финансовых вложений. Это возможно в случае, когда в составе долгосрочных инвестиций есть такие ликвидные инструменты, как облигации, акции и паи, которые можно быстро продать и превратить в необходимую для покрытия возникших долгов наличность.

 

Расчет и тонкости анализа коэффициента наличности

 

Коэффициент наличности - один из финансовых показателей, который всегда применяется при анализе ликвидности предприятия. Расчет параметра производится с учетом суммарных финансовых активов компании (cash assets), средств, выступающих в роли эквивалента наличности (cash equivalent assets), а также долгов в текущий момент времени (current liabilities).


Коэффициент наличности часто называется коэффициентом абсолютной ликвидности или коэффициентом денежной ликвидности. В зарубежной терминологии он может носить названия Liquidity Ratio и Cash Ratio.


Посредством коэффициента наличности предприятие может проанализировать способность быстро покрывать текущие долги (а также их долю) путем применения самых ликвидных средств (в том числе и имеющихся в распоряжении свободных активов).


При расчете коэффициента наличности в учет берется общая сумма наличных денежных средств и имущества, являющегося их эквивалентом. К данной категории можно отнести депозиты (для банков), ценные бумаги (к примеру, ликвидные акции крупных компаний) и прочие инструменты, которые при большой срочности можно превратить в бумажные деньги.


Под наличностью понимается общая совокупность средств, которые есть в кассе организации, и могут быть использованы на покрытие текущих долгов. При этом активы должны быть сформированы из наличных денежных средств с учетом разницы поступлений и затрат предприятия.

 

В последние годы среди коммерческих структур можно заметить тенденцию, отражающую снижение коэффициента наличности. Как следствие, потребность компании в наличных деньгах постепенно снижается.

 

Так, с помощью коэффициента наличности (Cash Ratio) можно оценить только те активы, которые имеют максимальную ликвидность.


К основным характеристикам коэффициента наличности можно отнести:


1. Применение при расчете текущей и срочной ликвидности предприятия.


2. Использование в тех случаях, когда формируется кредитная характеристика организации.


3. Исключение из расчетов таких параметров, как дебиторские долги и запасы товарно-материального характера. Благодаря этому, коэффициент наличности можно назвать «чистым». Он показывает, в каком объеме компания способна выполнять свои обязательства без факта реализации товарно-материальных запасов и без учета оформления дебиторской помощи.


4. Отражение способности предприятия оперативно справляться с текущими краткосрочными долгами. Коэффициент наличности реально показывает, если ли в распоряжении организации деньги на покрытие требований клиентов при возникновении форс-мажорных ситуаций. Вот почему этот параметр берется в учет поставщиками товаров в случае предоставления краткосрочных займов. Что касается долгосрочных инвесторов, то для них этот показатель менее важен.


Просчитать коэффициент наличности можно по простому выражению:


CR (коэффициент наличности или абсолютной ликвидности, ) = Наличные деньги предприятия + Краткосрочные инвестиции на финансовых рынка/Краткосрочную задолженность (обязательства).

 

расчет коэффициента наличности
Всю информацию для вычисления можно получить из баланса компании. В формуле не учтено время, необходимое для получения средств и их выплату.


Оптимальное значение для коэффициента наличности - больше 0.2. При этом в различных отраслях данный параметр может отклоняться от нормы:

 

коэффициент наличности
- при уровне ниже 0.2 можно говорить о потере компанией своей платежеспособности, то есть в случае непредвиденных проблем предприятие не решит срочные задачи и не покроет текущие долги за счет ликвидных средств в распоряжении;


- уровень от 0.2 до 0.5 - идеальный для всех предприятий;


- уровень более 0.5 - явный показатель нерационального расходования капитала, который мог бы быть направлен на развитие организации. Кроме этого, высокий коэффициент наличности - свидетельство невостребованности большой суммы на счетах предприятия.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders — подписывайтесь на наш телеграм-канал

  • коэффициент наличности
  • сущность коэффициента наличности
  • расчет коэффициента наличности
  • анализ коэффициента наличности

Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти или зарегистрироваться
UP