Объявления о наборе менеджеров займа начали появляться на рынке вакансий относительно недавно. Именно поэтому и возникли вопросы: чем занимаются эти специалисты и существует ли разница между менеджером займа и кредитным специалистом?
Параллели между двумя профессиями можно провести, так как и менеджер займа, и кредитный специалист занимаются оформлением заявки на кредит и выдачей денег. Однако существуют и различия. В обязанности кредитного специалиста входят: консультирование клиента по кредитным продуктам, заполнение шаблона заявки, оформление кредитного договора. Этим его работа ограничивается – платит ли заемщик, для него не имеет значения.
Работа менеджера займа гораздо более ответственна.
Несколько основных черт, отличающих менеджера от кредитного специалиста
- Менеджер займа работает не в банке, а в микрофинансовой организации (МФО).
- Заработная плата менеджера займа строится по сдельно-премиальной системе, то есть зависит от дохода, который компания получит по микрозаймам, выданным самим менеджером. Окладная часть минимальна или не предусмотрена вовсе. Дополнительный бонус к заработной плате менеджер может получить за привлечение новых клиентов для МФО.
- На менеджера возложена обязанность оценки благонадежности потенциального заемщика, то есть его внешнего вида, поведения, одежды. Именно поэтому менеджеров обучают вести беседу с заемщиком не официальным, а доверительным тоном, и задавать вопросы, с помощью которых можно определить, имеет ли потенциальный заемщик мошеннические намерения.
- Заемщик закрепляется за одним менеджером, который со временем получает все больше информации о своем подопечном и фактически ведет его кредитную историю.
Специалист банка не имеет права отступать от корпоративных правил общения с клиентами, тогда как менеджер займа такими правилами не скован. Микрокредиторы понимают, что большинство из потенциальных заемщиков обращается к ним после отказов банков как к последнему варианту. Отказы банка чаще всего следуют из-за задолженностей по кредитам. Менеджер займа с помощью беседы должен определить, является ли возникшая задолженность случайностью или клиент просто халатно относится к кредитным обязательствам. Требования МФО куда более лояльны, чем требования банков, что обусловлено высокой процентной ставкой по займам.