Под международным маркетингом понимается система планирования и реализации мероприятий, с помощью которых компания рассчитывает выйти на международный рынок. Компании приходится знакомиться с особенностями организации бизнеса в стране, где она собирается предоставлять свои услуги. Для более эффективной интеграции необходимы достоверная информация о новом рынке и максимально возможная согласованность в действиях различных подразделений фирмы.
От того, насколько качественным окажется международный маркетинг, зависит «выживание» организации на глобальном рынке.
Предпосылки и принципы международного маркетинга
- Рост общего жизненного уровня населения, благодаря которому увеличивается спрос на одежду, компьютеры и прочие товары длительного пользования.
- Повышение популярности кооперативной формы.
- Стремление предприятий к экспансии и максимизации прибыли.
- Существование валютных систем.
Основной принцип, которому должен следовать международный маркетинг – предлагать рынку только то, что будет продано, а не стараться угадать будущие предпочтения. На основном принципе строятся и остальные:
- Ориентация на конечный результат – предприниматель должен получить плановое значение прибыли, качественно удовлетворив запросы потребителей.
- Нацеленность на долгосрочный результат маркетинга, что требует особенно внимательного подхода к прогнозированию.
- Комплексный подход – международный маркетинг признается успешным, только если все цели, поставленные перед ним, выполняются.
- Быстрая реакция на изменения в политической, экономической и правовой средах.
Основные виды международного маркетинга
При выходе на международный рынок предприятие может использовать различные виды международного маркетинга в зависимости от степени вовлеченности в глобальные экономические процессы. Выделяют четыре основных вида маркетинга:
- Традиционный маркетинг предполагает экспортные поставки. Продавец ответственен за товар лишь до момента поставки и дальнейшей его судьбой не интересуется.
- Экспортный маркетинг предполагает, что экспортер систематически исследует зарубежный рынок. Такие субъекты занимают прочные позиции на внутреннем рынке и имеют все ресурсы для выпуска продукции, которая была бы конкурентоспособной за рубежом.
- Международный маркетинг – производитель получает большую часть прибыли от реализации продукции за границей. Пример предприятий, использующих такую стратегию – транснациональные компании (ТНК).
- Глобальный маркетинг – фирма рассматривает мир как единый рынок.
Функции международного маркетинга
Функции, выполнение которых предусматривает международный маркетинг, можно считать и этапами процесса.
Рассмотрим каждую из функций:
- Изучение рынка. На этом этапе происходит сбор информации – чтобы у компании была возможность вести неценовую конкуренцию, ей следует регулярно обновлять сведения о состоянии отрасли.
- Прогнозирование. Фирма должна составить обоснованный прогноз относительно перспективности отрасли, объемов сбыта и конкуренции (предусмотреть риск появления новых игроков в ближайшие годы).
- Оценка собственных возможностей должна особое внимание уделять уровню НТП и совершенствованию ассортимента.
- Создание стратегии предполагает разработку целей на долгосрочную перспективу и определение способов их достижения.
- Создание тактики – выбор конкретных инструментов для достижения краткосрочных целей.
- ФОССТИС – система рекламных мероприятий, призванная превратить потенциальную потребность в реальную. К мероприятиям ФОС относятся, например, участие в выставках, «вводящая» реклама.
- Анализ и контроль. Анализ поступающей информации позволяет вносить коррективы в маркетинговую стратегию, чтобы сделать ее более эффективной.