Монополия

Ситуация на рынке, когда продавец товаров и услуг не испытывает конкуренции, вынуждающей снижать цены и повышать качество товаров.

В отрасли действует один крупный игрок, а вход прочим участникам закрыт из-за барьеров административного или экономического характера.

Причины образования

Процесс монополизации рынка происходит по следующим причинам:

  • Наличие административных барьеров, осложняющих вход в отрасль (лицензирование, сертификация и т.д.).
  • Особенности политики государства, которое в целях поддержки отечественного производителя создает препятствия для развития его иностранных конкурентов (например, устанавливает высокие импортные пошлины).
  • Процесс слияния мелких фирм и образования из них одного или нескольких крупных игроков.

Движущая сила процесса монополизации — стремление отдельных игроков на рынке к получению максимальной прибыли.

Виды

В зависимости от причин, вызвавших образование монополий, и особенностей их функционирования они делятся на следующие типы:

  • Закрытые — ситуация на рынке, когда доминирование одной фирмы обусловлено законодательными ограничениями, административными барьерами входа в отрасль (например, производство военной техники, печать денежных знаков, изготовление наркотических обезболивающих).
  • Открытые — рыночные структуры, при которых особое положение фирмы обусловлено ее достижениями, например, разработкой нового продукта, современной технологии. Такие монополии носят временный характер, но приносят доминирующим компаниям максимальную прибыль.
  • Естественные — это ситуации, когда весь спрос удовлетворяется одной компанией. Издержки входа на рынок слишком высоки, рентабельность невелика, поэтому другие игроки не могут попасть в отрасль (жилищно-коммунальное хозяйство, энергетика).
  • Искусственные — рыночные структуры, при которых доминирующие организации образуются путем слияния мелких игроков в холдинги, тресты, синдикаты. Крупные производители используют нечестные методы конкуренции, помогающие избавиться от соперников (ценовой демпинг, спекуляции, промышленный шпионаж).

Ключевая особенность монополизированного рынка — низкая эластичность спроса. Товар, предлагаемый доминирующей компанией, практически не имеет заменителей, поэтому население будет приобретать его вне зависимости от уровня цен.

Плюсы и минусы

Процесс монополизации рынка предполагает следующие положительные последствия для экономики и общества в целом:

  • Возможность в максимальной степени использовать эффект масштаба, т.е. снижать стоимость единицы продукта за счет больших объемов производства.
  • Развитие технологий: фирмы-монополисты получают высокие прибыли, что позволяет им вкладываться в развитие научных исследований и разработок.
  • Дифференцирование рынка: часто монополисты предлагают продукты для разных социальных групп по разным ценам (например, скидки на железнодорожные билеты для студентов и пенсионеров, льготы по оплате услуг ЖКХ для пожилых граждан и т.д.).

К минусам монополизации относится неэффективное использование ресурсов доминирующей компанией, невысокий уровень производства, сдерживание научно-технического прогресса. У монополиста нет соперников, поэтому он не стремится снижать издержки, предлагать потребителям товары лучшего качества по приемлемым ценам.

Монополизация рынка — признак высокой стадии его развития. Сегодня крупные производители не имеют возможности паразитировать на своем особом положении, они вынуждены совершенствовать товарный ряд, продумывать ценовую политику, потому что фактически находятся в конкурентных отношениях с зарубежными предприятиями, с организациями из других регионов страны.

Поделиться
Отправить

Статьи на эту тему