Морской полис

Морской полис - договор (соглашение, полис) между двумя сторонами, в котором содержится следующая информация: характеристики рисков, подлежащих страхованию, наименование участников, общая страховая сумма и условия страхования. Также в документе отражены пункты отправки и получения товара, общий объем страховой премии, особенности перевозки товара (палуба или трюм). Часто в литературе морской полис называется полисом морского страхования.

 

морской полис
Морской полис - документ, по которому страховщик (в данной роли выступает страховая компания) берет на себя обязательство за фиксированную в соглашении оплату (страховую премию) покрыть убытки клиенту (страхователю) в случае наступления указанного морским полисом страхового случая. При таком положении вещей страховщик выплачивает своему клиенту (стороне, с которой заключен контракт) все текущие убытки.

 

Морской полис: виды и особенности

 

Процесс морской перевозки неизбежно связан с большим количеством рисков. При этом в мировой практике страхования было выработано сразу несколько основных ступеней, позволяющих эффективно защитить груз и исключить финансовые потери для участников сделки. Общепризнанные правила оформления морского полиса включают в себя три основных подхода:


- оформление морского полиса по типу «А». Такой договор хорош тем, что сторона-страховщик (страховая компания) обязуется покрыть расходы по всем рискам, которые могут иметь место в период перевозки товара;


- оформление морского полиса по типу «В». В отличие от прошлого случая, страховщик берет на себя ответственность только за частную аварию;


- оформление морского полиса по типу «С». Суть такого соглашения в том, что сторона-страховщик должна выплатить компенсацию только при крушении.


Наибольшей популярностью пользуется морской полис, имеющий тип «А». Особенность соглашения в том, что оно включает в себя возмещение по всем случайностям или опасностям, которые произошли в пути. Кроме этого, страховая компания берет на себя все затраты, связанные со спасением объекта страхования, а также расходы при покрытии общего убытка.


Морской полис по типу «А» позволяет застраховаться от всех рисков гибели или повреждения товара, кроме ряда исключений. К основным из них можно отнести:


- повреждение или гибель груза по причине неосторожности или злого умысла стороны-страхователя;
- естественная потеря объема (утечка), нормальный износ объекта страхования;
- разрушение или гибель груза из-за низкокачественной упаковки или недостаточной подготовки к транспортировке, по причине задержки доставки, из-за применения оружия или действия радиации и так далее.


На практике морской полис «А»-типа является самым дорогостоящим. Если же необходимо сэкономить, то стоит учитывать только наиболее вероятные риски в пути.

 

морской полис
Кроме перечисленных выше категорий, все морские полисы можно разделить на два вида:


1. «Плавающие» полисы. Если общий объем товара (груза) неизвестен, то страхователь может рассчитывать на получение так называемого «плавающего» полиса. Его особенность - наличие в теле соглашения лишь общих условий страхования. При этом само обозначение товаров (грузов), а именно их спецификация или наименование может определяться непосредственно страхователем.


Особенность облигаторного морского полиса в том, что страхователь берет обязательство сообщать другой стороне сделки информацию по всем страхуемым грузам. В свою очередь, страховая компания не имеет права отказываться от покрытия ущерба по перечисленным единицам товара.


Одновременно с этим страхователь в процессе декларирования объекта страхования не обязан проявлять наивысшую степень добросовестности, ведь оформление «плавающего» полиса - это основа для облигаторного соглашения. С другой стороны, клиент страховой компании должен помнить об определенном лимите товара, больше которого декларировать уже нельзя.


2. Факультативный полис. Суть такой сделки в том, что страховая компания имеет право отказаться своему клиенту и не декларировать дополнительный товар или груз. Особенность договора в том, что при каждом новом декларировании объекта страхования со стороны клиента фирмы-страховщика появляются предпосылки для составления нового полиса. Вот почему в этом виде соглашения максимальная добросовестность важна на момент декларирования товара.


3. Смешанный (гибридный) полис. Этот вид соглашения сочетает в себе условия двух описанных выше полисов. При этом страхователь может осуществлять декларирование груза (или не выполнять эту работу), а страховая компания должна принять в учет любой вид декларации, которая была сделана клиентом. Одновременно с этим обязательство добросовестности не является обязательным при оформлении очередной декларации.


При оформлении «гибридного» полиса права страхователя много шире, чем в случае с другими видами соглашений (к примеру, том же декларировании). При этом у страхователя есть право выбора (или декларирования) судна без согласия страховой компании.

 

Морской полис: правила, условия, нормы

 

Одно из основных условий морского полиса - оформление в письменном виде. В роли объекта основного страхования выступает следующее имущество - груз, товар, уже готовое или еще строящееся судно, фрахт, оплата за проезд пассажира или пользование судном, ожидаемый от сделки купли-продажи доход. При этом объект страхования необходимо указывать в теле морского полиса.


При оформлении морского полиса обязательно выполнение следующих правил:


1. В период заключения соглашения страхующаяся сторона обязана сообщить страховой компании информацию об обстоятельствах, которые играют ключевую роль для определения реального уровня риска. Здесь также должны указываться сведения, о которых знает (должен знать страхователь). Страхователь не должен информирвоать страховую компанию в отношении заведомо известных данных, а также тех данных, которые должна знать страховая компания.


2. Если страхователь не сообщил информацию об обстоятельствах, имеющих главенствующую роль для определения уровня риска, или же указал заведомо ложную информацию, то сторона-страховщик может не  выполнять условия морского полиса. При этом страховая премия, которая предназначалась страховой компании, остается у страховщика. Альтернативный вариант (возврат денег страхователю) возможен в том случае, если страхователю удастся доказать, что ложные сведения (или их умалчивание) произошло не по его вине.


3. Страховая компания не может отказаться от выполнения требований морского полиса, если скрытые страхователем обстоятельства (риски) отпали сами собой.


4. В ситуации, когда при оформлении морского полиса не было информацию от страхователя по вопросам, задаваемым страховой компанией, то последний не может отказаться от выполнения своих обязательств по данной причине.

страховая сумма морского полиса
При оформлении морского полиса одно из наиболее важных условий - указание страховой суммы. Здесь есть несколько основных нюансов:


1. В процессе заключения сделки и оформлении морского полиса страхователь должен указать полный размер суммы, которая им страхуется. Таким способом он определяет страховую сумму своего интереса.


2. В случае оформления морского полиса, объектом страхования которого выступает любое имущество (к примеру, груз или судно), размер страховки не должен быть выше реальной цены объекта сделки. Последняя, как правило, определяется в полисе морского страхования (страховая цена). В период действия договора ни одна из сторон не имеет права оспаривать общую страховую цену имущества, прописанную в морском полисе. Такое реально исключительно в том случае, если сторона-страховщик докажет намеренное ее введение в заблуждение страхователем.


3. Если страховая сумма, которая указана в морском полисе, больше реальной страховой цены объекта сделки, то соглашение может быть признано недействительным. Это касается той части суммы, которая оказалась выше указанной в полисе страховой цены.


4. В ситуации, когда сумма страховки меньше страховой цены объекта сделки, то объем страхового возмещения снижается пропорционально отношению двух наиболее важных параметров сделки - суммы страховки и страховой цены.


В период действия морского полиса возможна такая ситуация, как абадон. В случае если объект (товар) был застрахован от гибели, то лицо-страхователь или выгодоприобретатель могут заявить страховой компании об отказе прав на застрахованный товар. При этом они имеют право получить сумму страховки в следующих случаях:


- если судно и груз были полностью уничтожены;
- если судно пропало без вести;
- при невозможности восстановить груз или судно;
- при экономической необоснованности восстановления (если страховалось именно судно);
- в случае захвата груза или судна (если такой вариант был прописан в полисе). При этом захват должен длиться не менее полугода.


В упомянутых выше случаях страховщик может рассчитывать на все права в отношении объекта страхования (если он был застрахован полностью) или только их часть.

  • морской полис
  • виды морского полиса
  • особенности морского полиса
  • правила морского полиса
  • нормы морского полиса
  • условия морского полиса

Собери свой портфель акций

Начать инвестировать

Собери свой портфель акций

Начать инвестировать

Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти или зарегистрироваться
UP