Монополистическая прибыль — это специфический вид прибыли доминирующего на рынке субъекта хозяйствования, полученная в результате монополистической деятельности и ущемления интересов потребителей.
Формируется без связи с добавочной стоимостью, вследствие продажи продукции по искусственно завышенной цене. Является результатом отсутствия у контрагентов монополиста альтернативного источника поставки или сбыта уникального товара.
Механизм получения монополистической прибыли
Сверхприбыль обусловлена возможностью монополиста существенно ограничивать изготовление определенного типа продукции и оказывать определяющее воздействие на ценообразование в своих интересах.
В условиях идеальной конкуренции субъекты хозяйствования могут рассчитывать на приблизительно равную прибыль от одного вида деятельности. Монополист получает экономически необоснованную сверхприбыль.
Монопольно завышенная продажная цена включает:
- издержки на производство, доставку, реализацию товара;
- обычную прибыль, соответствующую той, которую получают субъекты хозяйствования с аналогичным видом экономической деятельности, работая в конкурентных условиях;
- сверхприбыль, обусловленную безосновательно завышенной стоимостью товара.
Монопольно заниженная закупочная цена не покрывает:
- издержки поставщиков на производство, доставку, реализацию продукции;
- обычную прибыль продавцов, на которую они могли бы рассчитывать, работая на рынке с конкурентными условиями.
Ответственность за получение монополистической прибыли
Пресечение монополистической деятельности, ведущей к необоснованному обогащению, возложено на Федеральную антимонопольную службу. Чиновники государственного органа вправе:
- выносить монополисту предупреждения;
- выдавать обязательные к выполнению предписания;
- штрафовать;
- инициировать разделение монополиста на несколько юридических лиц в судебном порядке.
Привлечение субъекта хозяйствования к ответственности возможно только при условии констатации его доминирующего положения на рынке:
- работой в условиях естественной монополии (пример: газо-, водо-, электроснабжение);
- контролем над определенным сегментом рынка, превышающим 35% и отсутствием значимой конкуренции.
Виды ответственности:
- гражданская в форме принуждения к компенсации убытков через суд;
- административная — штрафы, принудительное разделение монополиста в связи со злоупотребление доминирующим положением и манипуляцией ценами (ст.14.31. — 14.31.2 КоАП);
- уголовная — штрафы, запрет занимать руководящие должности, лишение свободы руководителя монополиста за ограничение конкуренции (ст.178 УК).