Многоканальный маркетинг - популярный вариант продвижения услуг или товаров компании, суть которого в применении двух или более каналов работы с клиентом. К примеру, продукция реализуется напрямую через розничные магазины или посредством оптовых предпринимателей.
Многоканальный маркетинг (англ. - multi channel marketing) - применение нескольких каналов для контакта с аудиторией. С помощью такой практики компания не только использует различные средства контакта с потенциальными пользователями, но и упрощает процедуру конвертации на одном из удобных каналов. С помощью многоканального маркетинга у человека (потребителя) есть возможность выбрать одно из наиболее интересных для него направлений.
Многоканальный маркетинг: сущность, классификация, принцип сочетания каналов
На современном этапе есть ряд различных каналов, позволяющих обратиться (привлечь) потенциальных покупателей. К таковым можно отнести - сайты в глобальной сети, розничные торговые точки, РРС, электронную почту, рассылки, сообщения, раздачу каталогов для заказа товаров и так далее.
Важность многоканального маркетинга в том, что в каждом их каналов может быть свой покупатель. Задача предпринимателя - охватить все возможные направления и получить лучших клиентов. На практике многоканальные потребители способны тратить много больше, чем многоканальные, и этим необходимо пользоваться.
Суть многоканального маркетинга - в одновременном применении нескольких каналов. Но это лишь в упрощенной форме. Получить настоящий результат можно лишь при наличии качественной стратегии кросс-канального развития. При таком подходе компания получает постоянный опыт привлечения клиентов на каждом из каналов и «перемещает» их к нижней части «воронки» реализации товара.
К примеру, предприятие «Mashable» недавно сообщило о том, что более 70% потребителей нравится целостный подход компаний к работе в сфере маркетинга. При этом большинство организаций все еще не решаются реализовать эту задачу на практике. На самом деле все просто - нужно уйти от категоризации, то есть согласовать действия на каждом из каналов.
Еще одна важная задача - грамотно сочетать различные каналы. Есть группа способов обращения к клиентам, которые лучше всего взаимодействуют между собой. Согласно отчету компании «Медиа Пост» наибольшие результаты дает совмещение:
- компьютера и мобильного телефона;
- компьютера и телевидения;
- телевидения и мобильного телефона;
- радио и мобильного телефона;
- компьютера и радио.
Интересен тот факт, что каждая из пар может давать результат в какое-то определенное время. К примеру, пара мобильного телефона и компьютера более популярна в рабочее время, а того же телефона и телевидения - вечером. При правильном подходе предприятие охватывает весь потенциальный круг клиентов, ведь у каждого из потребителей свой ритм жизни.
Все коммуникационные каналы можно классифицировать по следующим группам:
- «одно-к-много». Здесь подразумевается применение журналов, телевидения, радио или печатной прессы против какого-то одного сообщения, а именно письма, электронной почты или сайтов в интернете;
- социальной и коммуникации с применением индивидуального инструмента;
- безличной и персонализированной;
- комплексной (прямая реализация, работа через интернет) и элементарной (журналы, радио);
- интерактивной (глобальная сеть) и не интерактивной (пассивные методы привлечения);
- традиционной коммуникации (способы, подходящие для консерваторов по своему характеру) и применение новых технологий (для молодежи).
Многоканальный маркетинг может применяться в следующих формах:
- в сферах бизнес-бизнес или бизнес-клиент;
- в частных структурах и общественных организациях;
- в форме интегрированной модели.
Каждый из каналов может быть эффективным на разных этапах взаимодействия компании с клиентов. При этом необходимо пройти несколько ступеней - привлечь человека, сообщить о своем товаре (услуги), провести консультирование по интересующим вопросам, контактировать (получить оплату), оказать необходимые услуги (поддержку), установить договорное взаимодействие.
Многоканальный маркетинг: плюсы и минусы,
Как и в любом другом направлении маркетинга, здесь есть свои преимущества и недостатки. Так, к плюсам многоканального маркетинга стоит отнести:
- повышенное внимание со стороны клиентов. Работая в различных каналах, компании удается постоянно привлекать новых потребителей и существенно повышать узнаваемость компании в массах;
- каждый из потребителей может использовать свой канал, что позволяет выбирать наиболее привлекательный и удобный для людей способ взаимодействия. Такой подход повышает вероятность конверсии;
- повышение числа точек взаимодействия. Благодаря многоканальному маркетингу общий объем контактов с потенциальными покупателями возрастает. Компания получает больше возможностей в вопросе сбора необходимой информации о потенциальных клиентах. Благодаря этому, можно выполнить точный анализ маркетинговой деятельности и определиться, в каком из направлений реклама работает больше всего;
- стабильность политики бренда. Благодаря применению методики многоканального маркетинга, товар той или иной компании производит на потенциального клиента одинаковый эффект (вне зависимости от канала). Это обусловлено и тем, что предприятие всегда следит за своей репутацией.
При реализации многоканального маркетинга существуют и свои минусы (трудности):
- для каждого из видов бизнеса лучше подходит какой-то определенный канал взаимодействия. Принимая решение в отношении многоканального маркетинга, предприятие теряет возможность работать с потенциальными клиентами в каким-то одном (наиболее эффективным) канале. К примеру, талантливый продавец сможет реализовать больше продукции через телефон, чем посредством интернета. С другой стороны, есть клиенты, предпочитающие делать заказ товаров исключительно через интернет;
- работа с многоканальным маркетингом подразумевает постоянную концентрацию на нескольких направлениях и управлении сразу несколькими элементами (каналами). При отсутствии должного опыта у персонала справиться с такими задачами крайне сложно. Кроме этого, успеха в многоканальном маркетинге можно добиться лишь в том случае, если одновременно проводить две важных работы - интеграцию рекламной активности в каждый из каналов, а также взаимодействие в процессы продвижения продукции. Реализовать это на практике непросто;
- повышение временных и материальных затрат - неизбежная составляющая такого вида продвижения. Из-за применения нескольких каналов область контроля существенно расширяется, что заставляет тратить много больше времени на организацию деятельности или же брать на работу новых людей.
Секрет успеха многоканального маркетинга зависит от следующих факторов:
- грамотной интеграции каналов. Идеальный вариант - комплексный подход к продвижению, когда одновременно используются рекламные средства, интегрируются маркетинговые усилия и постепенно внедряются новые каналы привлечения;
- создания контрольных групп. Важный момент в продвижении - своевременно измерять эффективность каждой из рекламных кампаний, а также проводить тесты их влияния на потенциальных клиентов. Постепенно должны создаваться контрольные группы наиболее эффективных способов воздействия, а наименее действенные - отсеиваться;
- формирования нескольких точек соприкосновения с потребительской группой. По сути, в этом заключается реализация основного подхода многоканального маркетинга. Чем больше охват клиентов, тем лучшие результаты можно получить в перспективе. В качестве точек взаимодействия может выступать что угодно - рассылка по почте, различные опросы, социальные медиа и так далее;
- знания своей аудитории. Компания, которая занимается продвижением товара (услуги) и планирует добиться результата на этом поприще, обязана знать свою аудиторию и подстраиваться под нее. В частности, важно понимать, какие из каналов подходят под конкретный вид деятельности, в какое время необходимая аудитория свободна и так далее.
К основным примерам многоканального маркетинга можно отнести:
1. Активное применение хештегов в телевизионной рекламе. К примеру, в ряде тв-передач есть возможность просмотра на небольшом устройстве - планшете или телефоне с возможностью обсуждения. Такой подход позволяет активизировать обсуждение сути передачи в одной из социальных сетей. Подобный метод завлечения зрителей посредством Фейсбука и Твиттера стал очень востребован. Появилась даже целая методичка по хештегам. Используют подобный метод и рекламодатели.
2. Применение AdWords для рекламы PPC. Использование расширения «кликните, чтобы дозвониться» (Click-to-Call) позволяет «привязать» к объявлению о рекламе телефонный номер, что в дальнейшем дает возможность эффективно связать разные направления.
3. Рассылка по почте с применением URL. В сети есть много каталогов, позволяющих заказать товар по почте, одновременно приглашающих клиента посетить сайт в интернете с условием скидки на товары. Все, что требуется - ввести так называемое почтовое предложение (специальный код). Получается эффективное сочетание почтового и интернет-предложения.