Показатель бухгалтерской рентабельности инвестиций чаще всего сокращенно называется ROI (с англ. Return of investment), однако, в литературе возможно встретить и другие аббревиатуры, например, ARR – средняя норма прибыли (average rate of return). Так или иначе, суть метода бухгалтерской рентабельности инвестиций кроется в том, что целесообразность инвестиций оценивается не по денежным поступлениям, а по бухгалтерскому критерию – доходу предприятия.
Как считается показатель бухгалтерской рентабельности инвестиций?
Показатель определяется как отношение среднего дохода организации, фигурирующего в отчетности, к среднему объему вложений. При этом может использоваться доход до налоговых и процентных выплат (EBIT) либо уже после уплаты сборов, но до вычета процентов – в этом случае доход исчисляется как произведение значения EBIT на разность единицы и процентной ставки. Второй способ расчета применяется куда чаще, так как лучше отражает прибыль, на которую могут рассчитывать инвесторы. При анализе инвестиционного проекта обязательно следует оговаривать, какой из видов дохода используется в расчетах.
Знаменатель дроби, то есть средний объем вложений, считается как средняя сумма инвестиций на начало и завершение периода.
Можно свести все в одну формулу:
Пример расчета
Рассмотрим такой пример:
Предприятие решило инвестировать в детали 100 тыс. рублей со сроком эксплуатации в 1 год. Согласно бухгалтерским расчетам, фирма получит прибыль от вложения 40 тыс. рублей. Нужно определить, насколько целесообразна инвестиция при налоговой ставке в 40%.
Для расчета следует использовать доход после уплаты процентов:
Показатель рентабельности равен 0.48 – насколько это удовлетворительный показатель, становится понятно при сопоставлении его со значением, принятым инвестором как стандарт.
Плюсы и минусы метода
Главный плюс – это простота расчета: при наличии формулы с вычислениями справится любой руководитель. Кроме того, показатель бухгалтерского дохода объективен, поэтому с помощью подобной оценки можно создать эффективную систему стимулирования персонала, а также заинтересовать акционеров фирмы, для которых показатель дохода ключевой.
Есть и недостатки – метод игнорирует тот факт, что ценность денежных средств изменяется с течением времени. Помимо этого, метод не учитывает различий в продолжительности использования активов, созданных благодаря инвестированию.
Именно поэтому метод бухгалтерской рентабельности воспринимается как «витринный показатель» - он подходит для оценки проектов, но для определения ценности предприятия стоит обратиться к методам, опирающимся на денежные поступления.