Наличный бюджет - объем средств, который является итогом доходов и расходов наличности предприятия, планируемый кредитный баланс и баланс кассовых наличных средств. Наличный бюджет имеет ключевое значение для всех компаний (в первую очередь, малых), ведь с его помощью можно вычислить объем оставшихся наличных средств после выполнения всех обязательств (в том числе и кредитных).
Наличный бюджет: место в классификации, определение, функции
В менеджменте предприятия бюджет представляет собой план на определенный период времени, выражаемый в виде рассчитанных цифр. Как правило, расчетные числа означают деньги, но иногда под ними скрывается время, используемые ленты, объем энергии и так далее.
Одна из главных задач менеджера - контроль бюджетных средств и грамотное планирование. Без бюджета невозможно уследить, сколько средств было расходовано и какой объем капитала есть в наличии на данный момент времени. При этом менеджеру важно, какие бывают виды бюджетов, и как их правильно готовить.
Сам бюджет может классифицироваться по ряду признаков, к примеру, в зависимости от деятельности компания он бывает гибким и жестким. Кроме этого, существует статистический бюджет, в котором допускаются затраты, базирующиеся на одноразовом виде ассигнования. Компания (ее отделы) выдают определенный объем средств, которых должно хватить на конкретный срок. Он высчитывается с учетом деловой активности.
Все бюджеты, которые входят в генеральный, относятся к статистическим. В дальнейшем производится сравнение реальных результатов и показателей статистики. При этом в учет не берется текущий уровень работы компании. Как правило, прогнозные результаты сравниваются с фактическими, независимо от того, какой объем продаж был достигнут за отчетный период.
Гибкий бюджет позволяет допустить некоторые изменения в затратах, вне зависимости от вида деятельности. Его составление осуществляется не для определенного уровня деловой активности, а с целью вычисления его границ (диапазона). Для каждого расчетного уровня продаж определяется своя сумма затрат.
Генеральный бюджет охватывают всю деятельность компании. Основная цель - отобразить суммарную величину смет и планов для различных отделов компании (частных бюджетов).
В состав генерального бюджета входят следующие части:
- основные (финансовые) бюджетные средства, а именно бюджет доходов и затрат, бюджет движения капитала, прогнозный баланс;
- операционные бюджетные средства, а именно бюджеты управленческих и прямых материальных затрат, а также бюджеты продаж;
- вспомогательные бюджетные средства - кредитный план, планирование прямых материальных затрат, бюджет продаж и так далее;
- специальные бюджетные средства. Сюда относятся следующие виды бюджетов - отдельных проектов, распределения дохода и так далее.
Задача основных бюджетов - эффективное управление финансами компании, оценка состояния бизнес-деятельности, способность выполнять поставленные задачи. Основной бюджет дает информацию руководителю в отношении финансового состояния компании, ее инвестиционной привлекательности.
Таким образом, для получения полной картины необходимо составление трех главных бюджетов. И если оформление основного бюджета стоит на первом месте, то вспомогательный и операционный бюджеты могут определяться с учетом поставленных задач компании, уровня подготовки работников, особенностей бизнеса.
Кроме описанной выше квалификации, бюджеты можно разделить на:
1. Доходно-расходный. Его задача - анализ прибыли и производственных затрат компании в финансовом выражении. Данный вид бюджета считается одним из наиболее простых и понятных для руководителя компании. С его помощью можно увидеть объем реализации товаров и услуг, а также определить затраты на конкретный период времени.
2. Временные бюджеты. Сюда относятся бюджеты материальных ресурсов, мощностей производственной части, продукции. Особенность - отображение физических расходов компании, которые могут быть переведены в финансовые единицы. Данный бюджет хорош с позиции контроля, ведь сотруднику проще учесть объем применяемого материала, чем просчитать его цену.
3. Бюджет капиталовложений представляет собой план средств, предназначенных для дальнейшего развития компании. Как правило, вложения капитала относятся к основной категории затрат и имеют тесную связь с долгосрочным планированием. Под капиталовложением понимаются средства, которые расходуются на машины, здания, оборудование и прочие ресурсы.
4. Наличный бюджет - представляет собой прогнозную величину будущих выплат и поступлений компании. Полученные результаты, как правило, сравниваются с текущими затратами компании. Бюджет наличных средств позволяет контролировать предприятие в отношении его способности удовлетворять обязательства по требуемому объему наличности.
Многие компании, работающие на максимальную мощность, также рискуют стать банкротами в случае чрезмерно больших расходов. Это происходит, как правило, в случае острой нехватки наличности, способной покрыть текущие затраты. Проблемой может быть и тот факт, что компания оформила взаймы такой объем средств, что получение дохода в виде наличности становится почти невозможным, ведь имеющаяся прибыль сразу направляется на покрытие имеющихся обязательств.
Функция наличного бюджета заключается в том, что он показывает объем наличности, которую можно инвестировать в доходные мероприятия. Речь идет о двух видах инвестиций - краткосрочных (в облигации, акции) и долгосрочных (покупка компании, недвижимости и так далее)
Особенность всех бюджетов - отсутствие фиксированного стандарта, то есть их структура находится в прямой зависимости от объекта, по которому производится планирование, объема компании, уровня квалификации людей и так далее.
Наличный бюджет: сущность и отличительные признаки
Задача корпоративных финансов - сформировать активы компании. При этом для небольших предприятий используется другой вид - финансы малых и средних организаций. В них входят сбалансированные показатели доходности и планируемого риска, направленные на повышение прибыли и дальнейший рост цены акций.
Для успешного развития компании нужно понимать, что, сколько и в каком объеме инвестировать. Чтобы решить эту задачу, компания должна определиться с задачами, поставить цели, учесть риски, определить стратегию инвестирования, вычислить эффективность портфеля и сформировать наличный бюджет.
По своей сути наличных бюджет - детализированный план, который отображает полный объем необходимых источников для применения наличности компании. При этом такой вид бюджета имеет несколько ключевых отличий:
- стартовый остаток наличности - это деньги, которые остались на начало отчетного периода;
- финансовые поступления включают в себя все деньги, которые приходят в компанию, а именно все финансы за определенный промежуток времени (в первую очередь от продажи товара);
- наличные платежи - перечень всех спланированных оттоков финансов за строго определенный период времени. Наличными не являются платежи по краткосрочным займам, фиксируемым в разделе финансирования. Все затраты, которые не оказывают влияния на поток наличных средств, исключаются из перечня (к примеру, обесценивание);
- избыток наличных средств может зависеть от уровня наличности и зависимости предприятия от наличных потребностей;
- финансирование позволяет увидеть реальные планы в отношении кредитования, текущих обязательств и их погашения в будущем (с учетом начисленных процентов);
- остаток наличных в кассе позволяет описать отображенный в планах остаток капитала на конец периода.
Бюджет наличных средств - завершающий этап планирования деятельности компании. Его главное преимущество - четкое отображение финансовой состоятельности организации и ее способности выполнять хозяйственные планы. В нем дан полный перечень финансовых поступлений и затрат компании за конкретный временной промежуток.
В рыночной экономике наличный бюджет - один из главных элементов планирования деятельности компании. На практике даже весьма крупные и прибыльные предприятия вынуждены проводить реорганизую или останавливать производство по причине острой нехватки наличности.
Главное назначение наличного бюджета - дать возможность компании обеспечить положительное сальдо капитала после выплаты всех обязательств посредством планирования периода и сроков прихода наличности, а также учета текущих затрат и достаточности личных средств для покрытия расходов (и на выплату по кредитам в том числе).
Отличия наличного бюджета:
- в нем находят отражение только потоки наличных. Здесь не берутся в учет нефинансовые поступления и затраты;
- ключевое значение имеют сроки получения прибыли и затраты;
- один из главных факторов успеха в разработке бюджета - правильность проведенного анализа в отношении источников покрытия расходов компании, а именно оплаты работы сотрудников натурой, банковской наличности, бартера и так далее.