Под термином «недобросовестная конкуренция» подразумевают любое нарушение общепринятых норм и правил конкуренции.
Особенности нечестной конкуренции:
- субъекты только официально зарегистрированные (отечественные или иностранные юридические лица) выступают в роли субъектов нечестной конкуренции;
- получение конкретных бонусов и преимуществ является основной целью реализации недобросовестных способов хозяйствования;
- финансовый ущерб и испорченная репутация фирмы-конкурента - главные отрицательные последствия деяний нечестных предпринимателей;
- неправомерные действия предпринимателя в конкуренции имеют негативное отражение касательно взаимоотношений с другими предпринимателями;
- методы нечестной конкуренции реализуются исключительно только при помощи активных сознательных деяний субъекта хозяйствования.
Нечестная конкуренция в мировой практике
Согласно международному законодательству выделяют следующие формы нечестной конкуренции:
- распространение неточных, ложных или искаженных данных, которые способны причинить серьезные убытки или нанести существенный ущерб репутации в деловых кругах другой фирме-конкуренту;
- нетактичное сравнение товаров конкретного предпринимателя с продукцией других предпринимателей;
- предоставление ложной информации относительно способа, характера и места производства определенного товара;
- использование без согласования с производителем его товарного знака, маркировки продукции, а также самовольное копирование внешнего оформления товара, формы упаковки другого объекта хозяйствования;
- добывание, применение и разглашение научно-технических данных, торговой или производственной информации (например, коммерческой тайны) без разрешения ее владельца.
Отечественное законодательство и нечестные методы хозяйствования
В отечественном законодательстве нечестная конкуренция определяется как любые деяния в конкуренции, противоречащие честным и верным обычаям в предпринимательстве.
Закон «О защите конкуренции» (№135-ФЗ, от 26.07.2006 г.) к таким действиям относит следующие поступки нечестного предпринимателя:
- неправомочное применение (то есть без разрешения) чужих рекламных материалов и обозначений;
- самовольное использование продукции другой фирмы-конкурента;
- дискредитация субъекта хозяйствования на рынке;
- совершение подкупа сотрудника поставщика/покупателя для достижения неправомерных целей;
- разглашение/склонение к разглашению или незаконное использование чужой коммерческой тайны;
- достижение определенных преимуществ нечестным способом (путем нарушения закона);
- склонение субъекта хозяйствования (при помощи силового метода или шантажа) к расторжению договорного соглашения с конкурентом;
- использование сравнительной рекламы;
- склонение поставщика к дискриминации заказчика (то есть покупателя).
Методы нечестной конкуренции
Недобросовестные предприниматели/фирмы используют самые разнообразные способы для достижения определенных преимуществ в конкуренции, а именно:
- демпинг;
- экономический шпионаж;
- установление контроля над действиями конкурента;
- коррупция;
- установление дискриминационных цен;
- подделка товаров конкурента;
- образование тайных картелей;
- нарушение стандартов качества товаров;
- тайный сговор на торгах.
Суть нечестной конкуренции
Данная конкуренция за счет подавления нечестными методами репутации конкурента направлена на поднятие собственного имиджа. Подобные способы и формы нечестной конкуренции на 100% противоречат не только законодательству РФ, но и нормам делового и корпоративного этикета, морали, добропорядочности, гуманности.
Применение методов нечестной конкуренции влечет за собой уголовную ответственность, поскольку ведет к понижению финансовой прибыли фирмы-конкурента, к снижению уровня ее продаж.