Нецелевое использование бюджетных средств – это расходование денег на те цели, которые не соответствуют условиям получения выделенных средств. Условия определены сметой и утвержденным бюджетом. Нецелевым использованием считается и трата денег по другому коду КОСГУ (экономической классификации) по сравнению с тем, по которому происходило перечисление. Согласно практике, случаи с ошибкой в коде наиболее распространены – например, когда деньгами, выделенными для начисления заработной платы (код КОСГУ 221), оплачиваются услуги нотариуса (код 226).
Что такое КОСГУ?
КОСГУ – это классификатор, который группирует операции, осуществляемые в секторе государственного управления. Порядок использования кодов КОСГУ определен министерством финансов и прописан в Бюджетном Кодексе (статья 23). Каждая из статей классификатора содержит описание, которое представляет собой перечень возможных направлений расходования финансов. Трата средств по кодам КОСГУ в обязательном порядке сопровождается заключением договора в письменной форме.
Согласно письму министерства финансов, при наличии у контролирующего органа подозрений в нецелевом использовании финансов обязательно должны быть рассмотрены все обстоятельства и причины, побудившие нарушителя действовать таким образом. Если расходы неправильно отнесены на статью КОСГУ, нарушение не считается нецелевым использованием в следующих ситуациях:
- Траты обусловлены бюджетной сметой, плановыми и прочими документами главного распорядителя.
- Выявлено, что в действиях нарушителя не было злого умысла.
Возможна ситуация, когда для расходов, необходимых для учреждения, не предусмотрено статьи КОСГУ, именно поэтому список классификатора считается открытым. В такой ситуации отнести расходы можно на любую другую статью – нарушением данное действие считаться не будет. Кроме того, учреждение избежит ответственности, если своевременно обнаружит и исправит ошибку, например, посредством письма в казначейство.
Административное наказание нарушителя
За нецелевое применение денег статья 15 КоАП устанавливает для организации штраф размером от 40 до 50 тыс. рублей либо от 5 до 25% от суммы выделенных бюджетных финансов. Для руководителей штраф в 10 раз меньше: от 4 до 5 тыс. рублей. Возможны и другие формы наказания: например, руководитель может быть отстранен на срок до 3 лет.
Относительно административной ответственности есть интересный аспект: срок давности нарушения составляет всего год. Учитывая, что предприятие проверяется, как правило, сразу за несколько финансовых периодов, срок давности может выйти, следовательно, нарушителя к ответственности привлечь уже будет невозможно.
Уголовная ответственность
Нецелевая трата содержит признаки уголовно наказуемого деяния, если сумма бюджетных финансов превышает 1.5 млн рублей. Особо крупным размером суммы считается 7.5 млн рублей. Меры уголовного наказания установлены ст. 285 Уголовного кодекса:
- Заключение сроком до 2 лет. Эта мера может сопровождаться лишением нарушителя права работать на определенных должностях в течение 3 лет после окончания основного наказания.
- Арест на срок до полугода.
- Штраф в размере суммы заработной платы нарушителя за последние два года либо в размере произвольно установленной судом суммы до 300 тыс. рублей.
Наказание ужесточается, если выявлено, что группа лиц действовала по сговору:
- Штраф до 500 тыс. рублей либо в размере суммы заработной платы нарушителя за последние три года.
- Заключение сроком до 5 лет с утратой права работать на определенных должностях еще 3 года.
Группа лиц, согласно законодательству, может состоять всего из двух человек: руководителя предприятия и главного бухгалтера.
Бюджетная ответственность
По статье 289 БК, если средства оказались растраченными не по назначению, они могут быть изъяты. Ранее применялась другая форма наказания – блокировка расходов, однако, с 2010 года эта статья утратила силу.
Порядок обжалования решения Росфиннадзора
Если руководитель не согласен с решением проверяющих должностных лиц и считает, что деньги были потрачены надлежащим образом, обжаловать решение он должен в соответствии с порядком, предусмотренным КоАП (ст. 30). Жалобу следует предоставить судье либо в контролирующий орган в течение 10-ти дней с даты получения постановления об административном нарушении. Получатель жалобы обязан в течение 3-ех суток отправить ее в суд со всеми предоставленными руководителем материалами. Суд рассматривает материалы максимум 2 месяца. Результатом рассмотрения является одно из таких решений:
- Постановление остается в силе, жалоба не удовлетворена.
- Постановление отменяется, если основание, по которому вынесено постановление, не является доказанным.
- Постановление отменяется, а дело возвращается в контролирующий орган для повторного рассмотрения. Это решение применяется, если выявлены существенные нарушения требований КоАП при проверке, что не позволило объективно рассмотреть дело.