При оформлении ипотеки обычной практикой любого банка является требование по подписанию договора комплексной ипотечной страховки, традиционно объединяющего три разных типа страхования - страхование трудоспособности и жизни заемщика, страхование залога, а также риска потери прав собственности на залог (титульное страхование). Мы попробуем ответить на распространенные вопросы, которые возникают при оформлении ипотечной страховки.
У какого страховщика можно страховаться
Выбирая страховую организацию, первым делом ознакомьтесь с перечнем аккредитованных банком фирм. Аккредитованными фирмами являются партнеры кредитного учреждения, прошедшие проверку, у которых показатели деятельности, включая финансовые, и условия оказания страховой услуги отвечают требованиям этого банка.
Теоретически можно оформить полис у неаккредитованного страховщика, но для этого нужно, чтобы фирма прошла успешную проверку на соответствие условиям. Необходимо получить от страховщика довольно много документов (финансовую отчетность, учредительные документы и прочее), которые не каждая организация готова представить. Процедура рассмотрения документов банкирами занимает до двух месяцев. Даже если заемщик с помощью представителей страховщика сможет собрать весь комплект документов, вряд ли у него будет два месяца в запасе до выхода на процедуру по оформлению кредита. Но даже если время неограниченное, отсутствуют гарантии, что страховщик будет отвечать банковским требованиям.
Если банкиры требуют оформить полис у какого-то конкретного страховщика, утверждая, что они принимают документы только одной фирмы, это нарушение закона «О защите конкуренции» и правительственного постановления №386. Клиент может пожаловаться в ФАС. Но практика показывает, что в этом случае высока вероятность отказа кредитора в предоставлении ссуды «без объяснения причин».
Какую брать страховую сумму
При начальном оформлении жилищного займа страховую сумму устанавливают в соответствии с прописанными в ссудном договоре условиями. Она может устанавливаться и в размере займа, и в размере ссуды, увеличенной на фиксированный процент (допустим, на 10%). Такая сумма страховки ставится с той целью, чтобы при страховом случае сумма возмещения однозначно покрыла долг перед финорганизацией с учетом возможных штрафов за просрочку выплат по кредиту.
При этом средства, уже вложенные в жилую недвижимость в форме первоначального взноса и внесенных платежей по ипотеке, клиент себе не вернет. Поэтому следует подумать о страховании имущества от повреждения и гибели и от потери права на собственность на всю рыночную стоимость.
Большая часть страховщиков предлагает оформить увеличение суммы страховки отдельным полисом на год с последующей пролонгацией. Это делается для предоставления возможности заемщику назначить выгодоприобретателем не кредитора, а страхователя, включить в договор дополнительные риски (гражданскую ответственность, внутреннюю отделку), вносить изменения в договор и оформить рассрочку выплаты без согласования со стороны кредитора (по условиям ссудных договоров почти всех банков изменения в полис ипотечного страхования можно вносить только с письменного разрешения банкиров).
На какой срок нужно страховаться
Срок страхования устанавливает банк, он прописывается в условиях договора кредитования (договора ипотеки). Полис может быть однолетним с ежегодным продлением и многолетним. Так или иначе, клиент должен производить непрерывное страхование на все время действия ипотечного договора. При нарушении непрерывности страхования отдельные кредиторы идут навстречу заемщику, предоставляя льготный период (обычно на месяц) для возобновления страховки. Если льготного периода нет, а клиент вовремя не оплатил договор страхования или вообще решил отказаться от него, банкиры могут оштрафовать такого клиента: начиная с увеличения ставки по займу и заканчивая требованием досрочно погасить задолженность, что зависит от прописанных в договоре условий.
Исходя из ФЗ №102 «Об ипотеке», страхование залога от рисков повреждения и потери является обязательным и производится в соответствии с условиями ипотечного договора, которые и говорят о непрерывности страхования. В соответствии со статьей 35 этого закона, при нарушении обязанности по страхованию заложенной недвижимости залогодержатель (банк) может потребовать досрочного выполнения обязательств по кредиту.
Если говорить о требованиях по страхованию титула и жизни, данные разновидности страхования обязательными не являются. Однако условиями ипотечных договоров большинства финучреждений предусмотрено увеличение процентов по договору в случае неисполнения условий по добровольной страховке. Если клиент отказывается от страхования титула и/или жизни, банк вправе поднять ставку по кредиту до уровня, указанного в договоре.
На какой период страховать титул
Исходя из статьи 181 ГКРФ, исковая давность по требованиям о признании сделки ничтожной составляет 3 года. При предъявлении иска лицом, которое не является стороной сделки, исковая давность не может превышать 10 лет с начала выполнения сделки.
Получается, что в течение 10 лет с покупки квартиры может объявиться прежний собственник, права которого были нарушены проведением каких-то сделок, которые предшествовали последней, по итогам которой клиент получил право собственности на объект недвижимости, и подать иск в суд насчет признания сделок недействительными. Соответственно, риск утраты прав собственности у клиента длится до 10 лет.
Однако многие банки не против того, чтобы оформлять титульное страхование только на первые 3 года владения квартирой. Но при этом заемщик должен знать, что на оставшиеся годы риск потери права на квартиру ложится на него.
Как выяснить стоимость ипотечной страховки
Ипотечное страхование - это комплексный продукт, состоящий из нескольких разновидностей страхования. На окончательный тариф влияет немало факторов. Приблизительно рассчитать стоимость полиса, опираясь на интернет-источники и опыт знакомых, невозможно. Цену страховки для конкретного заемщика и объекта страхования вам сможет озвучить лишь сотрудник страховщика.
И хотя многие страховые фирмы предлагают гражданам расчет и оформление договора за сутки, на практике данный процесс занимает больше времени. Изучение предложений страховщиков лучше не откладывать до последнего, а стоит начать сразу, как станет известно о необходимости застраховаться. Первым делом советуем уточнить у страховщиков условия оформления договора: осуществить предварительный расчет цены, уточнить перечень необходимых документов и процедур (медобследование, осмотр квартиры и прочее), процедуру подписания и оплаты страхового полиса, наличие возможности доставить полис на сделку в банк, запросить у сотрудника страховщика заявление на страховку. После предварительного определения цены не рекомендуется останавливать выбор на наиболее дешевом предложении, поскольку после представления бумаг цена полиса может значительно вырасти.
Для получения финального предложения от компании надо заполнить заявление и передать собранные документы. Лучше выбрать несколько предложений по оптимальной цене и другим параметрам, затем надо заполнить заявление и направить вместе с комплектом бумаг сотрудникам выбранных страховщиков. Окончательный ответ от фирмы приходит в среднем в течение суток. Ежели по условиям банка необходимо оформление многолетнего полиса, запросите у компании график платежей по страховке на весь период, чтобы понять тарифы за последующие периоды. Обычно тариф по страховке жизни заемщика ежегодно увеличивается, тариф по титульному страхованию и имуществу не должен меняться. Некоторые фирмы могут на первый год выставить низкие тарифы, но начиная со второго резко их увеличить. Они так делают, чтобы завлечь клиента, рассчитывая на то, что при оплате следующего периода клиент не использует право сменить страховщика, так как эта процедура может быть связана с определенными трудностями. Сэкономив сейчас, можно потратить намного больше в будущем.
Поскольку ипотечное страхование является длительным договором, то есть услуга эта необходима до момента погашения ипотеки, есть еще множество проблем и нюансов, с которыми вы можете столкнуться на протяжении действия полиса: продление полиса, изменения в связи с реструктуризацией или рефинансированием, наступление страхового события и прочее.