Чтобы банк одобрил вам кредитную заявку, нужно обладать достаточным, стабильным и подтвержденным доходом, а также неиспорченной кредитной историей. Но даже в этой ситуации вам могут отказать. Процедура проверки клиентов (андеррайтинг) очень сложна и учитывает множество факторов. Выясним, о каких клиентах мечтают банки и как увеличить вероятность одобрения кредита.
Портрет идеального заемщика
Эксперты назвали ряд ключевых факторов, на которые банкиры обращают внимание при рассмотрении кредитной заявки. Среди них – хорошие подтвержденные доходы (у работающих неофициально резко снижаются шансы на получение ссуды) и отсутствие проблем с погашением прошлых кредитов. Можно выделить основные характеристики идеального заемщика.
Займы берут примерно поровну оба пола. Хуже всего обслуживают кредиты неженатые мужчины до 27 лет. К самым дисциплинированным заемщикам относятся замужние женщины с 1-2 детьми и в возрасте от 35 лет до 45. Банкиры оценивают совокупность факторов. Немаловажна платежная дисциплина человека по предыдущим ссудам. Учитывается возраст заемщика, наличие и размер текущих ежемесячных обязательств.
Идеальным заемщиком считается хорошо образованный человек среднего возраста, имеющий семью, постоянную работу и регулярный доход. Но даже человеку с солидной зарплатой могут отказать. Самой распространенной причиной этого являются проблемы с обслуживанием предыдущих займов.
Парадоксально, но обеспеченные граждане не всегда ответственно относятся к обслуживанию кредита. Они обладают дополнительными финансовыми возможностями, поэтому меньше зависят от дальнейших отношений с банками. Обычно люди с небольшими доходами, регулярно кредитующиеся в банках, являются самыми добросовестными плательщиками. Они понимают, что при несвоевременной оплате в следующий раз им заслуженно могут отказать.
Практика показывает, что самыми пунктуальными клиентами являются женщины в среднем возрасте с высшим образованием. Стабильный и высокий доход - это вовсе не главный определяющий показатель при одобрении ссуды. Важными факторами являются возраст, кредитная история, проживание в регионе, в коем находится банк. Банковские работники видят идеального заемщика в замужней даме средних лет, имеющей высшее образование, работающей в государственной организации и являющейся зарплатным клиентом финучреждения, в котором запрашивается заем. Вероятность такого заемщика стать неплательщиком очень мала. Почему женщина? Дело в том, что женщины обычно аккуратнее подходят к выполнению обязательств по кредиту и реже оказываются в просрочке».
Кредитные мифы
Среди заемщиков распространено мнение, мол, банки охотнее выдают средства не самым надежным клиентам. Логика следующая: человек попадает в небольшую просрочку, кредитное учреждение штрафует его, а в итоге получает и погашенную ссуду, и выплаченные неустойки. В разделе отзывов на одном банковском сайте можно почитать историю, как клиенту с хорошей зарплатой отказали в кредите. При этом его намного более бедному соседу деньги выдали. Но, как говорят эксперты, банки не ставят цели одобрять ссуды «плохим» клиентам, а оснований для отказа состоятельному гражданину всегда хватает. На неплательщиках тяжело заработать - у финорганизации растут просроченные долги, что приводит к увеличению резервов, усилению нагрузки на профильные банковские структуры.
Любая финорганизация, являясь коммерческим предприятием, заинтересована в получении прибыли. Банку важно не простое начисление процентов, а гарантированное их получение. «Если клиент не в состоянии платить по основному долгу и ссудным процентам, как он сможет оплачивать еще и штрафы? Любой сбой при исполнении обязательств по договору вынуждает кредитную организацию проводить дополнительные расходные мероприятия, что уменьшает ее прибыль.
Банки не будут специально рисковать, кредитуя ненадежного человека. «Если клиент совершает просрочки, это портит его кредитную историю. В дальнейшем ему будет нелегко получить деньги в банках. Кто знает, может быть, однажды он вообще перестанет платить. Банкиры, конечно, не ищут таких заемщиков намеренно. Однако недисциплинированные клиенты действительно превращаются в «идеальных» заемщиков. Это полностью платежеспособные люди, которые просто забывают вовремя сделать платеж или неправильно понимают условия грейс-периода. В итоге они оказываются в просрочке от одного дня до месяца. Это безболезненный период для банков в плане просрочек, но одновременно очень выгодный - благодаря уплате повышенных процентов или штрафов.