Анализ конкурентоспособности

В жестких рыночных условиях конкурентоспособность становится не только центральной проблемой, благодаря которой обеспечивается рентабельность предприятия. Это обязательное условие для выживания и понятно, что конкурентоспособное качество продукции – ключ к коммерческому процветанию.

 

Конкурентоспособность – термин, смысл которого может быть понятен лишь при объективном сравнивании основных факторов с аналогичными факторами, принятыми за базу. Конкурентоспособность способна меняться в связи с изменениями различных внешних факторов: условий реализации, спроса и предложения на определенный товар (услугу), соответствия правовым нормам страны.

 

Параметры для анализа конкурентоспособности

 

анализ конкурентоспособностиЧтобы понять свою конкурентоспособность на данный момент времени, предприятию следует произвести анализ следующих параметров:

 

- выяснить, сколько конкурентов имеется в выбранном сегменте рынка;

- детально изучить продукцию конкурентов, выяснить поставщиков и точки сбыта;

- изучить категории потенциальных потребителей, их желания и предпочтения;

- выяснить, каким образом можно привлечь контактные аудитории (образ предприятия в глазах общественности оказывает прямое влияние на результаты коммерческой деятельности);

- сравнить собственные возможности по каждому параметру проведенного анализа деятельности конкурентов.

Способность предприятия реализовывать и защищать свои конкретные преимущества зависит от успешности противостояния давлению конкурентных сил, которые в настоящий момент действуют на рынке.


Цель анализа конкурентоспособности компании: реализовывать и защищать свои права в складывающихся обстоятельствах. Для этого нужно выяснить, каких преимуществ, внешних и внутренних, по отношению к конкурентам может добиться фирма.


Внешнее конкурентное преимущество основывается на отличительных качествах товара, представляющих ценность для потребителей. Достигается оно повышением эффективности работы предприятия, что благотворно влияет на объемы выпуска продукции или сокращением издержек. Можно повысить потребительские качества товара или создать продукт-новинку, которой пока нет аналогов.


Внешнее конкурентное преимущество удерживается на высоком уровне благодаря стратегии отличия (дифференциации) и позволяет укрепить позиции конкретной фирмы в рыночных условиях. Продукция продается по более высокой, чем у конкурентов, цене. Причина – аналогичная продукция главных конкурентов не обеспечивает соответствующего отличия.


Базой внутреннего конкурентного преимущества служит превосходство компании в менеджменте и издержках, что позволяет получить меньшую себестоимость, в отличие от конкурентов. Это преимущество, имеющее ценность для продавца, делает фирму более рентабельной и устойчивой к занижению цен в условиях рынка. Плюс ко всему, предприниматели имеют преимущества в выборе каналов распределения для своих товаров и их продвижения.

 

Конкурентоспособность фирмы


конкурентоспособность фирмыСпособности фирмы в реализации и защите своих конкурентных преимуществ зависит от успешности к противостоянию давления основных конкурентов на рынке. Каждая фирма в условиях рынка, в соответствии с моделью М. Портера, подвержена давлению 5 конкурентных сил:


- отраслевая конкуренция;

- постоянная угроза появления аналогичной продукции в выбранном сегменте;

- зависимость от потребностей потенциальных клиентов;

- зависимость от поставщиков товаров и услуг;

- угроза замены продукции.


Для борьбы с отраслевой конкуренцией требуется дифференциация продукта и совершенствование марки компании, укрепление имиджа. Элемент дифференциации должен быть защищен от конкурентов, а его ценность должна увеличиваться в глазах потребителей.


Возможными защитными барьерами от новой волны конкуренции служат экономия, патенты и ноу-хау, лицензирование и сертификация продукции, собственный круг постоянных покупателей, приверженных определенному товару (услуге). Существование входных барьеров дает способность фирмам, умеющим быстро реагировать на изменчивость вкусов потребителей, заниматься переподготовкой персонала и устанавливать новое вспомогательное оборудование, блокировать очередную волну конкуренции на рынке.


Замена товара опасна тем, что может вызвать снижение цен. Именно товары-заменители являются определителями стоимости основного продукта, издержки производства которого требуется снизить. Объектом постоянного наблюдения должны стать товары-аналоги с тенденцией изменения соотношения «качество-цена» в лучшую сторону, ближе к эталону качества.


Зависимость от потребителей выражается в способности добиваться более выгодных условий для себя, а именно: снижения цен, благоприятных условий платежа, получения большего объема услуг и т.д. Это удается в случае, когда значительную долю продаж компании составляет объем закупок нескольких групп клиентов. Если товары слабо дифференцированы, постоянные клиенты могут легко перейти к конкурентам и купить аналогичный товар меньшей стоимости. Фирма должна скрывать свои издержки от потребителей и тщательно выбирать клиентов таким образом, чтобы избежать любой зависимости от них.


Зависимость от поставщиков может быть преодолена различными способами, важнейшим из которых является создание ценности имиджа фирмы в глазах партнера.


В зависимости от ситуации на рынке конкурентоспособность конкретной фирмы может меняться, балансируя между двумя предельными отметками – низкой и высокой.


Низкая конкурентоспособность с минимальной прибылью обусловлена:


- свободным входом на рынок;

- высокой конкуренцией на рынке;

- невозможностью торговаться ни с поставщиками, ни с клиентами;

- слабой дифференциацией товаров.


Высокую конкурентоспособность и максимальную потенциальную прибыль обеспечивают:


- барьеры для входа на рынок новых конкурентов;

- слабая конкуренция или ее отсутствие в определенном рыночном сегменте;

- отсутствие на рынке товаров-заменителей;

- покупатели не могут повлиять на снижение цен;

- поставщики лишены возможности давления на повышение цен.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders — подписывайтесь на наш телеграм-канал

  • анализ конкурентоспособности
  • конкурентоспособность
  • конкурентоспособность фирмы

Похожие публикации

Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти или зарегистрироваться
UP