Налог на экспорт и импорт – это обязательный платеж, взыскиваемый с субъекта хозяйствования в пользу государственного бюджета в связи с ввозом/вывозом товарной продукции, реже – внешнеэкономической деятельности по предоставлению услуг и выполнению работ.
Является прямым налогом. Используется правительствами для регулирования внешней торговли с целью пресечения вывоза ценного сырья и защиты национального производителя от демпинговых цен иностранных компаний.
Ограничение на введение налога
Возможность государства устанавливать налоги на экспорт и импорт может ограничиваться учредительными документами международных союзов.
Одной из базовых идей ЕС является свобода движения товаров и услуг. Впервые установленная Римским договором 1957 года она была закреплена рядом других нормативных документов и сформулирована в окончательном виде Маастрихтским договором 1992 года. В торговых отношениях членов союза запрещены любые фискальные препятствия взаимодействию экономик и конкуренции товаропроизводителей.
Россия
Сборы с компаний – импортеров и экспортеров в РФ относятся к таможенным платежам. Формально налогами они не являются.
Собственники товара, импортируемого в РФ, уплачивают таможенную пошлину и косвенные налоги (НДФЛ и акцизы). Экспортеры платят сбор за таможенное оформление, а для определенных групп продукции – также таможенные пошлины. Порядок расчета пошлин оговорен Постановлением Правительства от 13.08.06 №500. При экспорте в отдельные страны применяется нулевая ставка НДФЛ и/или возмещение уплаченных сумм акцизов.
При реализации товарной продукции в пределах Евразийского экономического союза (кроме РФ в него входят также Белоруссия и Казахстан) таможенный досмотр не проводится, таможенные пошлины не взыскиваются. Условия и процедура уплаты НДС и акцизов оговорена Приложением №18 к Договору о ЕЭС от 2014 года. Изложенные в нем предписания имеют приоритет перед национальным законодательством стран ЕЭС.