Оптовый торговец – это коммерческое предприятие, обладающее юридическими и экономическими признаками субъекта хозяйственной деятельности, приобретающее от своего имени партии товаров, специализирующееся на оптовом торге и способное выполнить комплекс складских и закупочно-сбытовых операций. Из определения следует, что в полной мере оптовым торговцем может считаться только та фирма, которая арендует склад или имеет собственный.
Функции оптовых торговцев
Оптовая торговля предполагает реализацию следующих функций:
- 1. Закупка товаров в больших количествах, что позволяет поставлять розничным фирмам крупные партии, а, следовательно, экономить на издержках.
- 2. Ведение переговоров с поставщиками и производителями продукции.
- 3. Обеспечение условий для хранения товаров круглый год.
- 4. Транспортировка товаров на ближние расстояния.
- 5. Эффективное оперативное управление запасами.
- 6. Определение оптимальной цены продукта, а также анализ ценовой политики конкурентов.
- 7. Организация системы предоставления до- и послереализационных услуг.
- 8. Некоторые из видов рекламных услуг, например, паблисити и предоставление торговых представителей.
- 9. Анализ платежеспособности покупателей, приобретающих партии в кредит.
- 10. Распространение по сети сбыта информации о конкурентах.
- 11. Принятие риска (оптовый торговец несет ответственность, если товары окажутся похищенными или испорченными).
- 12. Аккумулирование информации о рынке и спросе на нем, а также услуги консультационного характера.
Когда рознице выгодно обращаться к оптовым торговцам?
Розничные торговцы могут обходиться и без помощи оптовиков, самостоятельно устанавливая контакты с производителями. Обращение к оптовым торговцам целесообразно в следующих случаях:
- 1. Когда на рынке большое число потребителей, а сам рынок широко разбросан географически.
- 2. Когда у розничного торговца недостаточно развита сеть собственных складов.
- 3. Когда розничная цена ненамного выше себестоимости продукта, следовательно, возможности окупить издержки на хранение нет.
Какими могут быть оптовые торговцы?
Классифицируются оптовые торговцы следующим образом:
- 1. Прямая оптовая торговля имеет место, когда производители самостоятельно занимаются оптовыми продажами товаров. Для этой цели может быть создан торговый филиал или задействован сбытовой отдел.
- 2. Коммерческие фирмы с полным обслуживанием являются независимыми организациями, способными выполнять все функции, о которых писалось выше. Фирмы с полным обслуживанием предоставляют покупателям полный комплекс услуг, присущих оптовой торговле. Такие фирмы в свою очередь классифицируются на два типа: обслуживающие розницу и обслуживающие производителей.
- 3. Коммерческие фирмы с ограниченным обслуживанием предоставляют клиентам лишь часть услуг. Среди таких компаний выделяются:
- фирмы, реализующие товары ограниченного ассортимента без поставки;
- фирмы, продающие за наличность и занимающиеся поставкой товаров;
- фирмы, занимающиеся поиском поставщика, который сам транспортирует товар розничному торговцу;
- фирмы, занимающиеся небольшими поставками и берущие с розницы деньги только за проданные товары.
- 4. Дилеры – это посредники в торговых операциях, действующие за свой счет и от своего имени. Дилеры получают прибыль, продавая товары по более высокой цене по сравнению с ценой покупки.
- 5. Дистрибьюторы выполняют крупные закупки у одних производителей и перепродают товары другим производителям, которые используют их в производственном процессе. Как правило, между дистрибьюторами, покупателями и продавцами установлены прочные длительные отношения.
Есть также специфические формы оптовых торговцев:
- «Канцелярщики» получают заказ от розницы и передают его производителю. «Канцелярщик» несет риск неплатежа, но за хранение продукции не платит.
- «Кэш-энд-кэрри» действуют по принципу супермаркета: представители розничных компаний приходят, выбирают, что им нужно, оплачивают на кассе и погружают товар в собственный транспорт.
- Агенты и брокеры выполняют лишь часть обязательств оптового торговца: они не имеют права собственности на тот товар, который предлагают. Основное назначение агентов – свести покупателей и продавцов. Агенты, как правило, работают сразу с несколькими производителями, товары которых являются взаимодополняющими, и получают прибыль не в форме платы за реализованную продукцию, а в форме комиссионных.