Нижний уровень цены

Нижний уровень цены - наименьшая стоимость товара, превышающая цену равновесия и устанавливаемая государством. Нижний уровень цены предусматривается в случае, когда свободная работа рынка больше не может обеспечить должный уровень дохода производителям и поставщикам ресурсов.

 

Нижний уровень цены: место в общей классификации

 

Условия свободного рынка сформирована таким образом, что взаимоотношения между субъектами почти не регулируется. Рынок превращается в демократическую «структуру», где каждый формирует свои законы цены. Такой подход разительно отличается от фиксированного распределения (выдаче товара по карточкам или по талонам).


Участниками свободной оценки выступают главные субъекты рынка - покупатели и продавцы. Если проводить параллели, то они осуществляют в некотором роде «голосование». Единственное, что вместо бюллетеней у них выступают доллары, рубли и прочая валюта. Как следствие путь к различным продуктам в сфере потребления может быть закрыт. Итогом голосования является отражение новых тенденций в рыночной цене на тот или иной товар.
По сути, рыночная цена - фактическая стоимость товара, которая определена с учетом текущего предложения и спроса. При этом в зависимости от разных условий покупки и продажи товара могут быть установлены различные виды цены. Для лучшего понимания они разбиваются на несколько основных групп:

 

виды цены
1. По способу регулирования выделяются следующие типы цен:


- свободные цены. Их особенность - формирование с учетом состояния рынка. При этом государство не вмешивается в процесс ценообразования. Основой стоимости является договоренность между двумя сторонами сделки;


- контрактные (договорные) цены согласовываются между контрагентами и устанавливаются по взаимному согласию еще до совершения сделки купли-продажи. При этом в договоре между сторонами могут оговариваться не абсолютные величины стоимости, а нижний или верхний предел их колебаний. Время от времени может производиться пересмотр цен с учетом инфляции или других обязательств между сторонами;


- регулируемые цены. Здесь государство уже вмешивается в политику ценообразования и может устанавливать верхние и нижние пределы стоимости. Так, верхний  и нижний уровень цен может устанавливаться для наиболее важных для общества услуг и товаров, таких как общественный транспорт, энергоносители, сырьевая продукция, потребительские товары и так далее.


- цены, твердо установленные государством. Здесь фиксируется верхний или нижний предел цены, которые указываются в различных документах и не могут быть изменены субъектами рынка (продавцами или производителями).

 

2. По форме зависимости от сферы и формы торговли выделяются такие цены:


- оптовые. По этим ценам продукция реализуется в сфере оптовой торговли. В РФ по такой стоимости различные компании сбывают свои товары другим торговым посредникам или компаниям;


- розничные цены устанавливаются при реализации товара в розницу, то есть конечным потребителям;


- тарифные цены - расценки, которые определяются для совершения выплат в отношении бытовых и коммунальных услуг, к примеру, за пользование телефоном и так далее.


3. Аукционные и биржевые цены - формируются на различных видах рынков, которые относятся к категории свободных (в отношении ценообразования).


4. Мировые цены - расценки, которые признаются международными организациями на конкретный период времени, а также устанавливаются на товар определенной группы.


Почти все виды цен могут меняться и формируются под действием рыночной конъюнктуры. Исключением являются лишь фиксированные цены, устанавливаемые государством. При этом метод ограничения нижнего уровня все чаще встречается на рынке и используется государством для решения различного рода задач - поддержки поставщиков и производителей.

 

Нижний уровень цены: сущность и роль в рыночном равновесии

 

предел ценыРыночное равновесие представляет собой компромисс, который достигается между двумя сторонами - продавцом и покупателем. При этом равновесия можно добиться через установление не менее важного параметра - равновесной цены. Последняя представляет собой точку, когда интересы сторон совпадут. При достижении равновесной цены объемы спроса и предложения равны.


Равновесная цена выполняет несколько основных функций:


- нормирующую. Благодаря данному параметру, происходит упорядочивание товара и дается сигнал покупателю о доступности продукта и его цене. Одновременно с этим равновесная цена действует и на производителя, который видит собственные перспективы в отношении окупаемости расходов. При отсутствии перспектив производитель товара может отказаться от изготовления. Как следствие, нормализуется уровень спроса на определенные виды ресурсов;


- информационную. По размеру равновесной цены можно судить об основных объектах рыночной экономики;


- стимулирующую. Равновесная цена заставляет производителя сокращать и расширить свое производство, идти на изменение ассортимента и технологии продукции. При этом издержки должны «ложиться» в цену таким образом, чтобы осталась какая-либо прибыль.


Стороны, которые готовы платить равновесную цену, могут рассчитывать на получение товара на рынке. При этом реальные цены не всегда совпадают с равновесными. Более того, всегда существует риск появления избытка или дефицита того или иного товара. В таких случаях может быть установлен верхний или нижний уровень цен.


Для примера можно рассмотреть ситуацию. В какой-то период уровень цены отошел от равновесного параметра и вырос до определенного (более высокого) уровня. В таком случае объем предложения выше уровня спроса. В итоге на рынке появляется переизбыток товара, и многие продавцы уже не могут продать излишки. Лучшее решение в этом случае - снижение цены продавцом. Это позволяет увеличить объем продаж, ведь по сниженной цене большее число покупателей будет готово совершить покупку. Такой процесс длится до момента, пока не получится достигнуть точки равновесия. В определенном месте продавцы избавятся от имеющегося излишка, и больше не будут совершать продажи по заниженной цене.


Аналогичным образом (только в противоположной форме) складывается ситуация при снижении цены до определенного уровня, который ниже равновесного. Здесь уже объем спроса превышает текущее предложение на рынке. Возникает так называемый дефицит товара.


В ситуации, когда товара не хватает, а покупателей достаточно, продавцы неизбежно воспользуются своим шансом обогатиться и поднимут цену. Как следствие, спрос упадет, и дефицит будет уже не столь явным, как это было ранее. Такой процесс будет длиться до тех пор, пока не получится достигнуть точки равновесия, когда уровни спроса и предложения совпадут.


Когда рынок не способен привести ценовую политику в норму и выровнять существующее искривление, в процесс вмешивается государство. Руководящие органы страны принимают решение в отношении ценового потолка на тот или иной вид продукции. Устанавливается верхний или (и) нижний уровень цены.


нижний уровень ценыПотолок представляет собой границы цен. При этом выставляется максимальная стоимость, по которой продавец может реализовывать свой товар (услугу). Такой подход позволяет потребителям приобрести те товары, которые были недоступными при равновесной цене. К примеру, верхний предел может устанавливаться для электроэнергии, медикаментов, учебников для детей, билетов на поезда и прочие благ.


В ряде случаев верхний уровень цены позволяет наладить контроль над стоимостью тех или иных товаров и затормозить инфляционные процессы. С другой стороны, введение инфляционного потолка - это проблема для экономики в целом, ведь повышается риск дефицита того или иного товара.


Установление ценового потолка не дает эффективно распределять ресурсы и различные блага для людей. В случае когда правительство ставит перед собой задачу равномерного и справедливого распределения товара, оно должно брать на себя функцию нормирования.


Нижний уровень цены - мощный механизм в руках государства. При этом цена устанавливается выше уровня равновесия. Применение нижнего уровня цены возможно в случаях, когда свободный рынок не дает поставщикам или производителям необходимой прибыли. Если приводить основные примеры введения нижнего уровня цен, то их два - поддержка уровня цены в сельскохозяйственной сфере на выгодном для производителей уровне, а также соблюдение законодательства о минимальной зарплате.


цели установки нижнего уровня ценыГлавный минус нижнего уровня цены - высокий риск появления излишка (переизбытка) продукции. Задача государства в этом случае - выкуп лишних товаров или же их ликвидация посредством введения ограничений на предложение. Есть и еще один выход - стимулирование спроса на конкретный вид продукта.


В рыночной экономике задача государства - стоять в стороне и вмешиваться в процессы ценообразования лишь при крайней необходимости. Чрезмерное увеличение регулирования или отказ от подобного контроля может привести к негативным последствиям и уменьшению существующих благ.


В государствах, где экономика активно развивается, регулирование со стороны правительства происходит реже, чем в государствах, отличающихся несбалансированной и проблемной экономикой.

  • государственное регулирование
  • нижний уровень цены
  • свободный рынок
  • сущность нижнего уровня цены
  • минус нижнего уровня цены
X

Похожие публикации

Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти или зарегистрироваться
UP