Обслуживание внутреннего долга

Внутренний государственный долг представляет собой величину, которая характеризует размер возникнувшей задолженности перед субъектами предпринимательской деятельности, имеющими государственную форму управления, а также перед местными жителями. Данный вид долга может исчисляться только в национальной валюте и имеет вид выпущенных долговых обязательств, но невозвращенных на момент проведения всех исчислений. В соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством все внутренние долги должны погашаться в строго оговоренные сроки (они указываются в кредитной документации). Максимальный срок действия внутреннего государственного долга не может превышать 30 лет. При этом стоит отметить, что в подписанный государством и кредитором договор не могут вноситься никакие изменения, касающиеся процентных ставок, сроков погашения долга и оплаты ежемесячных платежей.


Обслуживание внутреннего долгаГосударственный внутренний долг формируется из следующих составляющих:


1. Задолженность по кредитам, которые были получены Российской Федерацией от различных финансовых учреждений.
2. Обязательства страны по предоставленным гарантиям.
3. Задолженность России по ценным бумагам, выпущенным государством.
4. Долги страны по кредитам и ссудам, направленным на пополнение бюджета и выполнения намеченных социальных программ.


При формировании статей расходов государственного бюджета в обязательном порядке закладываются затраты, направленные на погашение долговых обязательств. В том случае, когда страна не имеет финансовых ресурсов для выполнения взятых на себя обязательств, правительство проводит процедуру консолидации задолженности. Для покрытия дефицита бюджета государство выпускает облигации внутренних займов или проводит рефинансирование кредитных программ, ранее оформленных. Если описывать эту ситуацию простым языком, то можно сказать, что внутренний долг государства это отличный способ наполнения бюджета страны. В этом случае в качестве инвесторов будут выступать простые граждане, у которых государство позаимствовало на определённый срок денежные средства. В качестве кредиторов для государства могут выступать и юридические лица, которые зарегистрированы на территории Российской Федерации и на ней осуществляют свою хозяйственную деятельность.

 

Виды и формы внутренней задолженности Российской Федерации


Виды и формы внутренней задолженностиВ настоящее время на территории России существует несколько видов долговых обязательств, к которым можно причислить следующее:


• нерыночные;
• обязательства, которые возникли в результате выполнения федерального бюджета;
• рыночные;
• обязательства государства, представленные в виде ценных бумаг (эмиссионных).


Изучая особенности внутреннего государственного долга можно отметить следующие формы:

• договора, заключённые правительством Российской Федерации на получение бюджетных кредитных программ и ссуд;
• государственные обязательства, связанные с выпуском ценных бумаг;
• договора, заключённые РФ с кредиторами, по поводу реструктуризации ранее полученных кредитов;
• договорные обязательства Российской Федерации, связанные с государственными гарантиями.

 

Как происходит обслуживание государственного долга


обслуживание государственного долгаВ соответствии с Федеральным законодательством России, обслуживание внутреннего государственного долга должно осуществляться Центральным Банком. В данном процессе могут принимать активное участие и его учреждения, обязанности которых регламентируются действующим на территории РФ законом.


Процедура обслуживания внутреннего долга государства осуществляется следующим образом: в первую очередь правительство должно разместить долговые обязательства, после чего может заняться решением вопросов, касающихся погашения задолженности, а также проведением всех положенных выплат. Для пополнения бюджета Правительство Российской Федерации в 1995 году приняло закон, который позволяет ему привлекать денежные средства населения, полученные в виде займов, для стабилизации отечественной экономики. Сумма государственного займа на тот момент составила 10 триллионов рублей (было выпущено 10 серий на эту сумму).


Чтобы финансовый рынок Российской Федерации активно развивался, правительство должно принять необходимые меры для стабилизации текущего положения. При этом ними должны быть учтены следующие условия:

1. Стать владельцами облигаций могут как физические, так и юридические лица, которые являются резидентами Российской Федерации.
2. В качестве эмитента облигаций должно выступать Министерство РФ;
3. Владельцы ценных бумаг, предоставленных государством, имеют законное право получать пассивный доход со своих вложений.


На сегодняшний день государственные ценные бумаги, которые выпущены на бумажных носителях и имеют все необходимые опознавательные знаки, могут составить вполне реальную конкуренцию облигациям, которые эмитируются фондами, не имеющими государственного финансирования.


Займы, при оформлении которых государство выступает в качестве кредитора, могут быть получены как от физических лиц (российских граждан), так и от казначейства. В этом случае займ будет представлять собой финансовую помощь, которая будет оказываться специалистами казначейства предприятиям и организациям, имеющим государственную форму собственности. В такой поддержке могут нуждаться и органы государственной власти, которые осуществляют свою профильную деятельность за счёт бюджетных средств. Ссуда, выданная казначейством Российской Федерации, имеет одно очень важное отличие от банковских продуктов, которое заключается в наличии льготных условий кредитования. Благодаря этим средствам государству удаётся оказывать финансовую поддержку очень важным властным структурам или организациям, имеющим стратегическое значение.

 

Погашение государственных займов


Погашение государственных займовПри образовании внутреннего государственного долга, правительство Российской Федерации может дать гарантии, связанные с возвратом кредитных средств. В этом случае государство будет гарантировать своим гражданам-кредиторам выплату процентов, предусмотренных в соответствующей документации. Если прямой плательщик финансовых обязательств станет неплатежеспособным, то государство, на основании данных гарантий, проведёт все необходимые выплаты.


В некоторых случаях государственные органы планируют провести эмиссию ценных бумаг (неважно процентные они или беспроцентные), которая, по их мнению, является единственной возможностью выполнить долговые обязательства. Для этого они должны получить письменное разрешение от Министерства финансов Российской Федерации. В том случае, когда речь идёт об эмиссии ценных бумаг, процесс выпуска которой осуществляется коммерческой организацией, следует помнить, то государство не несёт никакой финансовой ответственности за её действия.


Если речь идёт о внутреннем долге, исчисляемом в иностранной валюте, то его погашение осуществляется в полном соответствии с Указом Президента РФ. Чтобы выполнить перед кредиторами свои обязательства государство может использовать денежные средства, полученные из республиканского бюджета в виде валютной выручки. Эти средства в 100% объёме будут направляться в государственный бюджет, на основании отдельных решений, принятых Правительством РФ. Президент Российской Федерации предложил Правительству провести конвертацию всех денежных средств, которые находятся на счетах российских граждан. В этом случае удалось бы избежать инфляции вложений, сделанных физическими лицами в развитие страны.


При обслуживании государственного долга именно банк России осуществляет функции главного агента, в обязанности которого входит проведение всех сопутствующих мероприятий. Его услуги оплачиваются из Федерального бюджета, так как они заложены в статьях расходов. Любая информация, которая касается внутреннего долга Российской Федерации, вносится в хронологическом порядке в муниципальную книгу, предназначенную для учёта государственных долговых обязательств. Для этого соответствующим нормативно-правовым актом установлен срок – 3 дня, с того момента, когда у государства возникли долговые обязательства. После внесения данных в муниципальную книгу долгов необходимо передать всю информацию в государственный орган, уполномоченный решать такие вопросы.


В государственную долговую книгу должны будут снесены записи, касающиеся: даты возникновения задолженности по внутренним кредитам, суммы долговых обязательств и т. д. Также стоит отметить, что в этом реестре должны храниться сведения и о процессе исполнения государством взятых на себя финансовых обязательств. В связи с тем, что государственная внутренняя задолженность является очень важным показателем (с макроэкономической точки зрения), Правительству необходимо больше внимания уделять долговой политике.

  • обслуживание внутреннего долга
  • формы внутренней задолженности
  • виды внутренней задолженности
  • погашение государственных займов
X

Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти или зарегистрироваться
UP