Соблюдение очередности удовлетворения требований является основным принципом, характеризующим институт несостоятельности. Принцип очередности выражается в определении приоритетности кредиторов, претендующих на погашение задолженности при ликвидации компании по причине банкротства.
Ключевые принципы очередности
Кредиторы предприятия классифицируются на две категории:
- 1. Текущие – лица, предъявившие требования еще до начала процедуры и не фигурирующие в реестре. Их требования считаются обязательными платежами.
- 2. Заявители. Эти кредиторы оформляют соответствующее заявление и участвуют в банкротстве.
Очередь образуется только из кредиторов второго типа. Основные принципы формирования таковы:
- Перечень претендентов на имущество банкрота формируется Арбитражным судом.
- В рамках одной очереди приоритетности нет. Требования удовлетворяются в календарной последовательности.
- Компенсация ущерба кредиторов следующей очереди начинается лишь после расчетов с представителями предыдущей. Здесь есть исключение: без очереди может получить компенсацию тот кредитор, чей заем был обеспеченным. Однако если залоговых активов недостаточно, ему придется ждать четвертой очереди.
- Если активов организации не хватает, чтобы компенсировать ущерб кредиторов в рамках одной очереди в полной мере, остаток распределяется между ними в равных долях.
Очередность по текущим и очередным платежам
Удовлетворение требований по очередным платежам предполагает такой порядок:
- 1. Прежде всего на активы претендуют лица, перед которыми организация несет ответственность по причине нанесения им физического либо морального ущерба.
- 2. Во вторую очередь - лица, трудоустроенные в организации. Производятся выплаты заработной платы, выходных пособий и вознаграждений за итоги интеллектуальной деятельности.
- 3. В третью очередь происходят отчисления в бюджет и внебюджетные фонды.
- 4. Четвертая очередь – остальные кредиторы.
Если существуют сделки, признанные недействительными по ходу производства дела, расчет по ним производится после третьей очереди.
Очередность по текущим платежам несколько иная:
- Прежде всего компенсируются расходы, обусловленные привлечением арбитражного управляющего, и судебные расходы.
- Во вторую очередь компенсируется задолженность по оплате труда перед лицами, работавшими по трудовому договору и нанятыми арбитражным управляющим.
- В третью очередь оплачиваются расходы по эксплуатационным и коммунальным платежам.
- Далее производятся расчеты по платежам текущего характера с прочими кредиторами.
«Вне» очередности находятся работники, требующие выходные пособия и прочие компенсации: расчеты с ними происходят после удовлетворения представителей третьей очереди.
Очередность при ликвидации банков
Если банкротом объявлен банк, то прежде остальных на погашение задолженности могут претендовать следующие группы кредиторов:
- Физические лица, имеющие расчетный счет или депозит в несостоятельном банке.
- Организации, осуществляющие обязательное страхование вкладов.
Формирование реестра кредиторов и финальный этап
Кредитор должен подать на рассмотрение конкурсному управляющему заявление вместе с документами, удостоверяющими величину долга и пеней, в течение 2-х месяцев с момента, когда фирма объявила себя несостоятельной. Заполнением реестра занимается реестродержатель, работа которого, по сути, техническая – он вносит сведения, поступающие от управляющего, и ставит кредиторов в очереди. Двухмесячный срок не может быть пролонгирован, какими бы уважительными ни были причины опоздания кредитора.
На финальном этапе конкурсный управляющий производит расчет в соответствии с описанными выше принципами. Если перечислить деньги одному из кредиторов не представляется возможным, используется депозит нотариуса, находящийся в месте расположения кредитора. На депозите деньги хранятся три года – если за это время никто за ними не обратится, средства уходят в Федеральный бюджет.