Облигационный капитал

Облигационный капитал - накопления организации, которые формируются з счет выпуска и размещения долговых бумаг.

 

Облигационный капитал: сущность, плюсы и минусы

 

Первые облигации появились еще пять столетий назад во Франции (в начале 16 века). Выпуск долговых активов был вызван жестким преследованием ростовщиков со стороны ортодоксальной церкви. Чтобы избежать проблем, дельцы нашли спасение в эмиссии облигаций, позволяющей трактовать манипуляции кредитодателя не как сделку ростовщика (передачу средств в долг), а как покупку прибыли.

 

 источники привлечения инвестиций

 

Облигация - ценная бумага (долговой актив), подтверждающий взаимоотношения инвестора и эмитента (заемщика). Основное преимущество долговой бумаги в том, что она выступает одним из наиболее эффективных инструментов, позволяющих без перераспределения имущества получить необходимые средства и обеспечить полноценный доступ предприятий на рынок капиталов.

 

Передача облигации инвестору подтверждает:


- факт передачи держателем актива денег предприятию-эмитенту. То есть инвестор выступает в роли кредитодателя, а эмитент - заемщика;
- обязательство предприятия, выпустившего облигации, вернуть владельцу долговой бумаги оговоренные средства;
- обязательство компании-эмитента производить регулярные выплаты в форме процента от номинальной цены. При этом платежи могут совершаться в наличном виде или же в форме эквивалента.


В результате выпуска и размещения долговых бумаг компания формирует облигационный капитал. Последний может создавать за счет разных типов долговых бумаг, которые классифицируются по ряду признаков - статусу заемщиков, целям выпуска, срокам облигаций, способам выплаты прибыли (покрытия долгов) и так далее.


Облигация - один из наиболее эффективных и простых методов формирования капитала. Риски обесценивания денег и инфляции привели к изменению рынка долговых бумаг. При этом классическая форма долгового актива, выпускаемого на заранее оговоренный срок, ушла в прошлое. Изменения в плане надежности позволяют все большему числу компаний использовать долговой инструмент как способ привлечения инвестиций. Облигации приобрели особую гибкость, преимущества которой почувствовали на себе как инвесторы, так и компании-эмитенты.


К основным преимуществам облигаций, как инструмента для формирования капитала предприятия, можно отнести:

 

преимущества эмиссии облигаций
- шанс привлечь существенные объемы средств для покрытия финансовых потребностей и реализации поставленных целей, а именно воплощения в жизнь инвестиционных проектов, выполнения программ на условиях, которые в первую очередь выгодны предприятию и так далее. При этом руководитель компании-эмитента может быть уверен, что инвесторы не будут вмешиваться в управление;


- возможность проявить гибкость при определении особых характеристик эмиссии. В частности, можно менять объемы эмиссии, сроки, на которые выпускаются долговые бумаги, условия выпуска, процентную ставку и так далее. Все эти вопросы предприятие-эмитент определяет самостоятельно с учетом характера производимых работ и необходимых средств;


- возможность сформировать облигационный капитал, созданный из средств населения (частных инвесторов). При этом компания получает деньги на серьезный период времени и на достаточно выгодных условиях. Вариант с формированием капитала за счет облигаций в период нестабильности финансового рынка и сложной экономической обстановки становится одним из лучших вариантов решения проблемы;


- оптимизация взаимных расчетов, структуры кредиторского и дебиторского долга организации-эмитента;


- возможность идеального сочетания уровня расходов компании на подготовку и обслуживание долга, а также прибыльности кредитодателей (инвесторов).


Но нельзя забывать, что облигация - серьезное долговое обязательство. Предприятие-эмитент, которое организует выпуск ценных бумаг, неизбежно несет риски. При этом всегда существует опасность, что полученный кредит не принесет ожидаемого успеха. По сути, факт выпуска облигаций еще не является гарантией размещения долговых бумаг на предусмотренных эмитентом условиях. Кроме этого, для накопления облигационного капитала долговые бумаги еще необходимо продать.

 

Облигационный капитал: особенности формирования, задачи

 

капитал на привлечении облигацийВ последние годы именно выпуск облигаций занял лидирующие позиции среди инструментов, позволяющих привлечь необходимые средства на развитие компании. Кроме этого, посредством выпуска долговых бумаг развивается не только конкретное предприятие, но и вся экономика в целом. Единственное, что для достижения целей стоит учесть ряд факторов создания облигационного капитала и работы рынка долговых бумаг в целом:

 

- корпоративные облигации - возможность привлечь инвестиции на длительные сроки, но в последние годы заметна тенденция к снижению периодов выпуска. В частности если раньше ценные бумаги имели срок погашения до 30 лет, то сегодня он снизился, как минимум, в два-три раза. Это можно объяснить несколькими факторами. Во-первых, в производственную сферу все активнее внедряются различные разработки, которые приводят к активному применению быстро амортизирующихся фондов. Во-вторых, инвесторы стараются вкладывать свои деньги в ценные бумаги, имеющие большие сроки погашения. Как следствие, снижаются инвестиционные риски;


- при обращении корпоративных долговых бумаг главное внимание отдается вопросам надежности активов. То есть чем солиднее предприятие-эмитент, тем меньший объем прибыли (в виде процентов) может получить инвестор. Но компания, выпускающая долговые активы, выигрывает. Чем выше ее престиж, тем более выгодными являются условия привлечения облигационного капитала;


- портфель долговых бумаг, которые выпускаются предприятием, имеет весьма неоднородный характер. Все это зависит от множества факторов, таких как связь организации с рынком ценных бумаг, специфики отрасли, особенностей кредитной системы, финансового положения, делового престижа и так далее;


- корпоративные облигации отличаются большей устойчивостью, если сравнивать с другими типами ценных бумаг. На практике курс долговых бумаг практически не снижается на фоне ухудшения конъюнктуры рынка. Более того, он является более привлекательным для кредитодателей (инвесторов), если сравнивать с государственными облигациям или обычными акциями;


- большая часть вкладчиков (владельцев облигаций) - небольшая инвесторы, обычные граждане. Как правило, большой процент индивидуальных вкладчиков характерен для стран с хорошо развитой экономикой. По сути, ориентация в направлении таких инвестиций отражает стремление людей к переходу от обычной наличности на другие виды сбережений (вложения в ценные бумаги).


На фоне ограниченности в инвестициях и остром дефиците капитала предприятия часто приходят к мнению о важности привлечения дополнительных ресурсов. Как следствие, рынок корпоративных облигаций постоянно растет, как и доля облигационного капитала в общей части ресурсов. При этом активное развитие рынка корпоративных займов способствует решению сразу нескольких задач, а именно:

 

- привлечению дополнительного объема средств в тот или иной сектор экономики, а также задействованию денег (финансовых сбережений) населения;


- повышению уровня инвестиционной привлекательности ценных бумаг компаний промышленного назначения. Все это приводит к развитию интересующего сектора облигаций;


- гарантированию дополнительных возможностей для работников на рынке ценных бумаг в сфере осуществления профессиональной деятельности посредством появления новых финансовых активов.


облигацииПри формировании облигационного капитала предприятие-эмитент обязано помнить, что рынок облигаций и акций подлежит государственному регулированию. В этом отношении существует ряд требований законодательства, которые играют роль некоего препятствия для недобросовестной эмиссии ценных бумаг со стороны ряда неблагополучных компаний.


Так, предприятие, планирующие сформировать облигационный капитал путем эмиссии долговых бумаг, обязуется учесть следующие условия:


- суммарная номинальная цена всех эмитированных предприятием активов (долговых бумаг) не должна быть больше размера уставного капитала или же больше размера обеспечения, предоставленного компании от 3-их лиц для проведения эмиссии;


- выпуск долговых бумаг можно производить лишь по факту полной оплаты уставного капитала;


- эмиссия облигаций без обеспечения может производиться лишь через три года со дня начала работы. При этом балансы предприятия должны быть утверждены и подходить под определенные условия;


- предприятие не может размещать долговые бумаги с возможностью конвертации в акции, если число объявленных активов предприятия меньше числа акций, право на покупку которых дают долговые бумаги.


При рассмотрении финансовых возможностей долговых бумаг важно учитывать поставленные задачи и характер потребностей предприятия-эмитента. Вот почему при формировании облигационного капитала важно находить «золотую середину», комплексно подходить к анализу собственных интересов и пожеланий потенциальных инвесторов.

  • облигационный капитал
  • сущность облигационного капитала
  • плюсы и минусы эмиссии облигаций
  • особенности формирования облигационного капитала
X

Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти или зарегистрироваться
UP