Пассивы банка

Деятельность коммерческого банка, направленная на извлечение прибыли, увеличивает число пассивов, состоящих из собственного капитала организации, ценных бумаг, депозитов.

Формирование пассивов банка создает источники получения доходов, повышает финансовую устойчивость организации. Пассивы банка разделяются на две группы. Депозитная группа представлена банковскими операциями со сбережениями частных клиентов и юридических лиц. Эмиссионные пассивы появляются в результате выпуска и продажи ценных бумаг — обычных и привилегированных акций, облигаций. Как правило, прибыль банка формируется в основном за счет депозитной группы пассивов.

Виды в зависимости от источника формирования

Привлечение заемных средств необходимо для начала работы банковской структуры, поэтому пассивные операции служат источником приобретения активов и получения прибыли. Собственные средства банка формируют уставной и резервный фонды, составляют объем нераспределенной прибыли. В зависимости от источников формирования выделяют четыре вида пассивов банка:

  • Выпуск собственных ценных бумаг и их продажа на фондовой бирже. Эмиссия формирует обязательства перед акционерами, привлекая дополнительные заемные средства. Например, Сбербанк России выпустил 100 тысяч акций стоимостью 300 рублей каждая, привлеченный капитал составил 30 миллионов.
  • Размещение свободных средств клиентов (физических и юридических лиц) в виде депозитов и вкладов. Депозитные операции формируют обязательства по выплате процентов вкладчикам, позволяют распоряжаться привлеченными суммами для развития бизнеса.
  • Формирование резервного фонда. Отчисление части полученной прибыли для покрытия возможных убытков (внезапное обесценение акций, инфляция или деноминация национальной валюты) уменьшает запас свободных средств. Однако, такие банки финансово устойчивы, что привлекает новых вкладчиков, инвесторов.
  • Получение ссуд от государственных и других коммерческих банков. Льготные займы от государства и взаимное кредитование банковских структур формируют обязательства по выплате процентов.

Привлеченные средства обеспечивают большую часть (до 90%) банковских операций, позволяют выдавать потребительские кредиты — главный источник прибыли организации. Анализ величины и структуры пассивов проводят независимые аудиторы или государственные надзорные органы, показатель благонадежности банка — отношение собственных и заемных средств (нормативное значение — больше 100%).

Управление пассивами

Банки стремятся увеличить количество пассивов за счет привлечения стабильного потока вкладчиков. Объем пассивов банка увеличивается с помощью трех стратегий:

  • Интенсивная — повышение рентабельности существующих депозитов. Например, вложение в высокорисковые инновационные проекты, прямые инвестиции в экономики развивающихся стран.
  • Экстенсивная — привлечение большего числа депозитов с неизменной рентабельностью. Например, увеличение рекламного бюджета, снижение минимальной суммы вклада.
  • Интегрированная — стратегия управления пассивами, которая состоит в одновременном увеличении числа и рентабельности депозитов. Такой вариант подходит крупным банкам, обладающим большим резервным фондом на случай кризисных явлений.

Оптимизация структуры пассивов банка повышает финансовую устойчивость организации, создает ресурсы для внедрения новых продуктов и технологий. Например, некоторые банки используют заемные средства для расширения спектра предлагаемых услуг.

Поделиться
Отправить

Статьи на эту тему