Первоначальная стоимость любого имущества, приобретенного организацией за вознаграждение, экономической наукой определяется в виде суммы всего комплекса затрат, произведенных при совершении сделки, транспортировку, монтаж и запуск. Из расчета исключаются возмещаемые налоги, к примеру, НДС. Первоначальная стоимость определяется для следующих объектов:
- капитальные активы;
- нематериальные активы (права, патенты, иные документы).
Капитальные активы
Фактическая стоимость формируется из следующих затрат (по данным ПБУ 6/01):
- договорная стоимость объекта;
- сумма, предназначенная для расчета с организацией – подрядчиком или установщиком, не превышающая договорную;
- расходы на информационные, представительские, посреднические и консультационные услуги;
- таможенные сборы (для объекта, ввозимого из-за рубежа), налоги и пошлины;
- другие расходы, которые можно подтвердить, а также обосновать документально.
Общехозяйственные расходы не принято включать в общую стоимость приобретаемого актива. Но есть исключения: это случаи, когда расходы направляются на покупку, доставку или монтаж.
Нематериальные активы
Объект, удовлетворяющий требованиям ПБУ 14/2007 и имеющий все признаки, для признания за ним статуса нематериального актива, также принимается организацией на баланс по первоначальной стоимости, состоящей из тех же компонентов, что, например, стоимость капитальных активов. В составе стоимости могут оказаться и такие статьи:
- суммы, потраченные на оплату труда людей, участвовавших в процессе запуска проекта;
- расходы на установку, отладку, исследование, доработку и начала эксплуатации актива;
- расходы на пользование и содержание специализированного оборудования, без которого ввод актива в эксплуатацию невозможен.
Особенности при расчете первоначальной стоимости приобретения
Однако при расчете первоначальной стоимости приобретения существуют нюансы. Таких случаев два:
- при расчете стоимости приобретенного имущества, купленного на уставной капитал;
- расчета первоначальной стоимости при приобретения имущества в лизинг.
Капитальный актив, который поступает как вклад в уставный фонд, должен учитываться по той стоимости, которую определил оценщик, или по стоимости, утвержденной собранием участников, если она не превышает оценочной стоимости. Организация по закону может включить в стоимость также расходы по транспортировке, монтажу и запуску объекта, если данные расходы обоснованы, целесообразны и документально подтверждены.
Первоначальную стоимость должно иметь имущество, приобретенное в лизинг, если оно состоит на балансе организации – получателя.
Подтверждение расходов на покупку, установку и запуск – это рассчитанные и утвержденные суммы лизинговых платежей. Расчет фактической стоимости производится по методике, изложенной в Положении № 6/01, которое предполагает включение следующих расходов:
- сумма средств, потраченная лизингодателем на приобретение и передачу объекта в собственность лизингополучателя;
- затраты лизингодателя на другие услуги, оказанные им в соответствии с подписанным договором;
- сумма дохода, заложенная лизингодателем в договорную стоимость объекта лизинга.