Опережающий индикатор - один из многих инструментов для проведения технического анализа. Особенность опережающих индикаторов - в заблаговременном появлении сигнала. Такой индикатор появляется много раньше, чем начинает формироваться новый тренд. Осциллятор (второе название опережающего индикатора) часто применяется в совокупности группы факторов или в роли фильтра теханализа. Данный инструмент помогает вовремя определять моменты разворота, расхождения индикатора и цены.
Опережающий индикатор - макроэкономический параметр, получивший название по своей способности заблаговременного указания тенденции до ее реального проявления в экономике страны. С помощью опережающего индикатора можно точней реагировать на движение рынка, продавать или покупать тот или иной актив. По сути, опережающие индикаторы отображают настроения группы менеджеров, потребителей и прочих лиц в экономике. Тенденции определяются простым путем - посредством проведения опросов (телефонных или письменных). Собранная информация проходит обработку и анализ, после чего обнародуется, становится доступной и выносится на общее изучение.
Опережающие индикаторы: сущность и место в классификации
Одними из главных инструментов участника рынка (трейдера, инвестора и прочих) являются экономические индикаторы. При этом все они разделяются на три основных вида - совпадающие, опережающие и запаздывающие. Как показывает практика, каждый из параметров может быть отнесен к той или иной категории. Здесь многое зависит от корреляции тех или иных параметров по отношению к экономическим тенденциям.
Задача исследования индикаторов в сфере экономике лежит на специальном бюро National Bureau of Economic Research, которое делает эту работу еще с 1938 года. Список экономических индикаторов время от времени подлежит пересмотру. Для всех индексов за основу берется базовая величина 100, а ряды отображаются в цене (американских долларах США).
Каждый представитель группы индикаторов имеет свои особенности:
1. Опережающий индикатор - один из наиболее сложных индексов, в основе которого 11 измерительных рядов в отношении капитальных инвестиций, изменений (корректировки) маржинальной занятости, доходности, финансовых потоков и так далее. В состав индекса включаются такие факторы, как:
- среднее число рабочих часов, которые были потрачены на изготовление, а также число рабочих, выполняющих ту или иную задачу (сотрудники управленческого аппарата в расчет не берутся);
- средний объем средств за неделю с учетом собранных заявлений страхового пособия по реализуемым программам страхования (для безработных);
- новые заказы заводу (предприятию), которое занимается производством той или иной продукции (товара);
- заказы и договора на производственную технику (оборудование);
- индекс разрешений на возведение нового жилья в частном секторе и так далее.
Сюда же можно отнести эффективность доставки товара в оптовую сферу торговли, внесение изменений заказанных и наличных ТМЦ, индекс курсовых цен на активы рынка (акции), реальную массу денег, изменение объемов долговых обязательств для компаний и частных лиц.
Все показатели имеют ключевое значение для формирования индикатора. К примеру, первые отмеченные показатели имеют непосредственное отношение к корректировке труда и имеют обратную зависимость. Так, с повышением числа рабочих (количества часов) будет снижаться объем заявлений на совершение платежей по страховым пособиям в отношении безработицы. Последние два параметра отражают наличие кредитного капитала и общий объем денежной массы и так далее.
Главная идея опережающего индикатора в том, чтобы правильно определить ожидание будущей доходности (прибыли). Именно в ожидании повышения уровня своей прибыли предприятие идет на расширение производственной сферы и увеличение общей выработки услуг и товаров, вложение средств в оборудование и строительство новых заводов. Если же, наоборот, есть опасение общего спада прибыли, то активность предприятий будет снижаться. Вот почему в ключевых индексах, как правило, включены все параметры сферы деловой активности, а именно прибыли, объемы производства, уровень занятости и так далее.
2. Индикаторы совпадения. На практике индекс данного индикатора формируется из четырех рядов, в которых находит отображение объем промышленного производства, личная прибыль, занятость, уровень продаж продукции. Как правило, верхние и нижние параметры данных рядов совпадают с общими экономическими тенденциями. На практике в рядах используется индекс промышленного производства, число занятых (без учета сельского хозяйства), личная прибыль (за вычетом трансфертов), продажа уже готовой продукции. При этом все индикаторы совпадения могут группироваться по нескольким основным категориям - производству, занятости, потреблению и прибыли.
3. Индикаторы запаздывающие. Здесь сложные индексы формируются из семи рядов, в которых задействованы ТМЦ, занятость, условия финансового рынка, прибыльность и так далее. Наиболее высокие и низкие параметры данных рядов, как правило, проявляют себя с небольшим запаздыванием, чем реальные спады и пики циклов хозяйственной активности. Такая особенность, как правило, связывается с некоторыми адаптивными ожиданиями, инерционностью.
К основным рядам запаздывающих индикаторов можно отнести - средний параметр базисной ставки, средний показатель продолжительности безработицы, отношение ТМЦ к объемам продаж (для сферы торговли и производства), индекс расходов на рабочих из расчета на единицу товара. Здесь же средняя базисная ставка, корректировка индекса цен на услуги, отношение потребительского займа с покрытием долга в рассрочку к персональной прибыли и так далее.
Запаздывающие индикаторы (кроме того, что отражают занятость) работают с небольшим запаздыванием. Как правило, такие индикаторы применяются для подтверждения того факта, что низший или высший уровень уже остались позади. И если за максимальной точкой индикатора совпадения не идет максимальный показатель индикатора запаздывающего типа, то пункты разворота цикла деловой активности не устанавливаются.
Опережающие индикаторы: основные виды и влияние
На современном этапе участниками рынка применяется множество различных индикаторов, отображающих тенденцию рынка в будущем. К примеру, в Соединенных штатах большой популярностью пользуется индекс Purchasing Manager’s Index - параметр, показывающий уровень активности в деловой сфере. Данный параметр показывает уровень настроя (оптимизма) руководителей высшего и среднего звена. Основная функция данного индекса - точно определиться с процессами создания цен и понять тенденции влияния на них экономических составляющих. Публикация отчетов по Purchasing Manager’s Index осуществляется в шесть вечера по Москве. При правильной оценке динамики данного индекса можно спрогнозировать общую динамику ВВП Соединенных Штатов на ближайшие полгода.
К популярным опережающим индикаторам США также относятся:
- Conference Board - глобальная структура некоммерческого характера, которая ведет деятельность более чем в шести десятках стран по всему миру. Результаты деятельности выдаются в виде трех параметров - ведущих макроэкономических данных, потребительского доверия и потребности в рабочей силе.
К примеру, индекс CB Leading Index позволяет увидеть реальные ожидания в экономике Соединенных Штатов на несколько последних месяцев (до полугода), CB Employment Trends Index не оказывает существенного воздействия на изменение курса национальной денежной единицы (отображает уровень занятости для частного сектора). Что касается CB Consumer Confidence Index, то данный индекс в незначительной степени может влиять на курс. По нему видны настроения потребителей в отношении покупки и оплаты услуг;
- University of Michigan CCI - индекс, который отображает оптимизм потребителей. В частности, оценивается желание людей тратить свои средства. Опрос производится в телефонном режиме, а результаты предъявляются к изучению дважды в месяц. Время публикаций - три часа дня по GMT. Курс доллара зависит от уровня индекса. Чем больше University of Michigan CCI, тем крепче национальная валюта.
Есть свои опережающие индикаторы и в ЕС. К ним можно отнести:
- индекс, отображающий потребительское доверие - Consumer Confidence Indicator. Данный параметр вычисляется с учетом мнения различных слоев населения. С его помощью можно реально оценить состояние в экономике, положение дел в хозяйственной сфере респондентов, актуальность совершения больших покупок в определенный промежуток времени. Несмотря на свою важность для общего анализа, индикатор Consumer Confidence Indicator большого влияния на рынок не имеет;
- экономическое настроение можно оценить по Economic Sentiment Indicator. Этот индекс отображает перспективы будущего роста экономики. На параметр непосредственно влияние оказывают индикаторы доверия (потребительского и промышленного). Кроме этого, при расчете индекса учитывается стоимость акций и параметры доверия в строительной сфере. Данный вид индекса относится к категории основных.
Кроме описанных выше, в ЕС весьма популярны такие индексы, как IFO business climate index (оказывает влияние на прогноз ВВП), PMI (индикатор делового оптимизма и так далее).