Предпринимательская монополия

Под определением «предпринимательская монополия» принято понимать качественный союз нескольких доминирующих на финансово-экономическом рынке предприятий или фирм, целью которого является установление собственных правил производства и реализации различных товаров.

 

Виды и особенности предпринимательских монополий


Виды и особенности предпринимательских монополийВ настоящее время существует 4 основных вида предпринимательских монополий, каждый из которых характеризуется своими индивидуальными особенностями и методами влияния на финансово-экономический рынок:


1. Картель. Представляет собой союз нескольких однотипных предприятий, работающих в одной области. Члены таких монополий занимаются совместным сохранением имеющейся у них собственности и определяют долю каждого предприятия в общем объеме производства. Заключение картельного соглашения подразумевает выполнение единых условий всеми участниками союза и равномерное распределение уровня цен и продаж. Основная борьба внутри картелей разворачивается за право получения квот – определенных прибыльных долей, получаемых финансово-экономическим объединением. Каждому предприятию полагается та квота, которая соответствует его производственной мощности и может быть выделена без особых последствий для картеля.


2. Синдикат. Данный вид предпринимательской монополии представляет собой союз предприятий, действующих в одной области, которые хоть и имеют право на производственную самостоятельность, но не способны сами принимать решения коммерческого характера. Синдикат реализует свою продукцию за счет общей сбытовой конторы. Кроме того, в таких монополиях постоянно идет конкурентная борьба за техническое совершенство.


3. Трест. Считается сложной формой предпринимательской монополии. Трестовое объединение образуется на основе союза нескольких организаций, относящихся к одной сфере деятельности и лишенных права распоряжаться произведенной ими продукций. Кроме того, современные трестовые союзы не имеют права коммерческого голоса, а могут лишь объединять производство, сбыт и управление. Таким образом, собственники отдельных предприятий не принимают непосредственного участия в рабочем процессе, а получают акции треста, которые и являются своего рода разрешительными документами, позволяющими претендовать на определенную часть от общей прибыли монополии. Участники трестов постоянно ведут жесткую борьбу, стараясь захватить контрольный пакет акций, обладание которым позволяет получить полный контроль над трестом.

 

4. Концерн. Под производственным концерном принято понимать масштабное объединение большого количества (от нескольких десятков до нескольких сотен) различных предприятий, охватывающих практически все сферы человеческой жизнедеятельности. Каждая компания, вступающая в такой союз, теряет право управлять производственным процессом и готовым продуктом и передает все полномочия главной фирме. Кроме того, каждый участник предпринимательской монополии старается прибрать к рукам наиболее выгодные предприятия, владение которыми позволяет выйти на топовые позиции в тех или иных отраслях. В целом, принципы и правила конкурентной борьбы, происходящей в концернах, очень похожи на те, которые установлены в трестах.

 

Достоинства и недостатки предпринимательских монополий


Достоинства и недостатки предпринимательских монополийУ любой предпринимательской монополии имеются как свои достоинства, так и недостатки, формирующиеся под воздействием изменчивых условий современного финансово-экономического рынка:


1. Положительные стороны предпринимательских монополий:


– крупные компании начинают более активно использовать эффект масштаба;


– предпринимательские монополии способны оказывать положительное влияние на темп совершенствования современных технологий, что предоставляет возможность проводить дорогостоящие НИОКР;


– предпринимательские монополии участвуют в процессе эффективного разделения рынка на отдельные сектора, помогая тем самым формированию дифференцированных цен на товары и услуги;


– в предпринимательских монополиях заложены полезные факторы здоровой конкуренции, способствующей безопасному развитию товарного рынка;


– существование предпринимательских монополий является качественным показателем эффективности, безопасности и надежности государственной экономики, поскольку возникать такие объединения могут только в тех странах, где уровень финансово-экономического развития достаточно высок.


2. Негативны стороны предпринимательских монополий:


– снижение уровня производства жизненно важных товаров и услуг. Любая предпринимательская монополия в состоянии самостоятельно контролировать график своей деятельности, и определять объемы реализации выпускаемой продукции. Такое решение позволяет монополистам производить товары в меньших объемах и продавать их по цене более высокой, чем их конкуренты;


– возможность монополий постоянно участвовать в качественном формировании дискриминационной ценовой политики и регулировать ценообразование;


– постоянное присвоение результатов выгодных сделок за счет искусственного завышения цен, что является, по сути, «частным налогообложением» потребителей. По мнению социально-экономических структур, данный подход приводит к возникновению процесса неравного распределения доходов в современном обществе;


– возникновение Х-неэффективности. Практически каждая предпринимательская монополия, которая смогла добиться большого влияния на финансово-экономическом рынке, рано или поздно приступает к ликвидации конкурирующих компаний, что приводит к устранению потребности, связанной с постоянной борьбой за потенциального потребителя. Кроме того, каждая монополия, занимающая топовую позицию, может влиять на распределение денежных ресурсов и использовать различные виды капиталов по своему усмотрению.

  • предпринимательская монополия
  • виды предпринимательских монополий
  • особенности предпринимательских монополий
  • достоинства предпринимательских монополий
  • недостатки предпринимательских монополий
X

Похожие публикации

Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти или зарегистрироваться
UP