Валовая прибыль – разность между суммой, которую предприятие получило от продаж определенного продукта, и себестоимостью самого продукта. Разница между валовой и чистой прибылями заключается в следующем: из валовой не исключаются налоговые выплаты. Для определения валовой прибыли важно точно рассчитать себестоимость продукта – нужно учесть все расходы, которые предприятие понесло при его производстве.
Что оказывает влияние на величину валовой прибыли?
Выделяют две группы факторов, которые воздействуют на размер валовой прибыли: внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные). К экзогенным факторам причисляют:
- Географическое расположение предприятия.
- Актуальное законодательство.
- Экологию.
- Развитие государственных программ поддержки бизнеса.
- Обеспечение необходимыми ресурсами.
- Политическую ситуацию как внутри страны, так и на международной арене.
Эндогенные факторы – это:
- Эффективность маркетинговой деятельности предприятия.
- Комплекс мер, направленных на повышение качества производимой продукции.
- Темпы роста объемов производства.
- Эффективное использование производственных мощностей.
- Минимизация издержек на производство.
- Расширение ассортиментного ряда.
Валовая прибыль: формула
Валовая прибыль учитывает доход, образовавшийся не только в результате продаж выпущенных товаров, но и от внереализационных операций. Формула расчета имеет такой вид:
По формуле ЧД – это чистый доход предприятия, а Себ Т/У – себестоимость тех товаров (услуг), которые предприятием предлагаются.
Здесь же важно уточнить формулу, по которой считается чистый доход:
То есть чистый доход равен общему за вычетом предоставленных клиентам скидок и совокупной стоимости возвращенных товаров.
Валовая прибыль может быть определена и «обратным» способом – через чистую прибыль компании:
То есть к чистой прибыли должны быть прибавлены налоговые выплаты, коммерческие и управленческие издержки и прочие затраты.
Как анализируется валовая прибыль?
Для исследования динамики валовой прибыли может быть использован горизонтальный и вертикальный анализ – для этого необходимо занести в таблицу все показатели, которые влияют на величину значения за базисный и отчетный периоды. Таблица выглядит так:
Показатели |
Отклонение Сумма % |
|||
1. Прибыль от реализации |
700 |
1300 |
600 |
186% |
2. Проценты к получению |
5 |
10 |
5 |
200% |
3. Проценты к уплате |
2 |
4 |
2 |
200% |
4. Операционные доходы |
30 |
130 |
100 |
433% |
15 |
100 |
85 |
666% |
|
6. Прибыль от хозяйственной деятельности |
718 |
1336 |
618 |
186% |
7. Внереализационные доходы |
10 |
5 |
-5 |
50% |
8. Внереализационные расходы |
8 |
1 |
-7 |
12.5% |
Валовая прибыль |
720 |
1340 |
620 |
186% |
Исследуемая компания сумела за отчетный период увеличить почти все показатели – как следствие, валовая прибыль выросла на 86%. По темпам роста можно судить, что организация находится на начальных стадиях развития.
Налог на валовую прибыль
Предпринимателю следует знать, что при расчете налога на валовую прибыль общий доход корректируется на сумму:
- Прибыли от долевого участия в деятельности других компаний.
- Доходов от реализации посреднических сделок (актуально, если к предприятию применяется особая форма налогообложения).
- Дохода от продажи сельскохозяйственной продукции.
- Дивидендов, которые компания получила от владения акциями другой организации.
Налог на валовую прибыль может быть снижен и при следующих условиях:
- Компания активно занимается благотворительностью (налоговая база снижается максимум на 5%).
- Фирма финансирует жилищное строительство.
- Фирма отчисляет средства на поддержание объектов социальной сферы.
- Компания инвестирует в научные исследования и конструкторские работы.