Рентабельность

Прибыль — основная цель коммерческих организаций и мера их успеха.

Поэтому важным критерием оценки компаний является их рентабельность (прибыльность) — способность получать прибыль, т. е. использовать доступные ресурсы для получения доходов сверх затрат. Анализ рентабельности проводится путем расчета соответствующих коэффициентов, сравнения их с результатами прошлых периодов и данными по отрасли.

Показатели рентабельности

Для определения эффективности и производительности компании с помощью прибыли используются коэффициенты рентабельности. Это группа финансовых показателей, которые определяют прибыльность предприятия в отношении его продаж или инвестиций (активов, капитала). Коэффициенты рентабельности позволяют оценить эффективность использования компанией ресурсы для получения дохода.

Коэффициенты рентабельности:

  • Маржа (коэффициент) прибыли — коэффициент, который рассчитывается путем деления уровня прибыли на выручку. Он показывает, сколько прибыли предприятие получает от продаж. Маржа прибыли выражается в процентах (результат расчета умножается на 100). В зависимости от вида прибыли различают маржу валовой, операционной и чистой прибыли. Информация, необходимая для расчета этих соотношений, содержится в отчете о финансовых результатах деятельности компании.
  • Рентабельность активов определяется с помощью деления чистой прибыли на общую сумму активов, указанных в балансе (средневзвешенное значение). Коэффициент показывает отдачу от активов, т. е. насколько эффективно компания управляет своими инвестициями в активы и использует их для получения прибыли. Соотношение наиболее актуально для сравнения компаний одной отрасли, поскольку разные отрасли промышленности требуют разных вложений в активы. Например, строительные компании и производители автомобилей более капиталоемкие, чем рекламные агентства и разработчики программного обеспечения.
  • Рентабельность собственного капитала — это соотношение чистой прибыли и собственного капитала, указанного в балансе. Показатель позволяет оценить уровень дохода от инвестиций, сделанных учредителями (участниками) в капитал предприятия. Коэффициент может увеличиваться за счет снижения стоимости акционерного капитала (списания или выкупа акций) и финансирования операций с задолженностью. Чем выше показатель рентабельности собственного капитала, тем выгоднее для инвесторов вложения в компанию. Некоторые вкладчики предпочитают рассчитывать прибыльность собственного капитала в начале и в конце отчетного периода, это позволяет увидеть динамику показателя, что позволяет оценить способность компании поддерживать положительную динамику прибыли.

Оптимальные значения

Считается, что наиболее благоприятными являются высокие значения коэффициентов рентабельности, поскольку это свидетельствует о повышении уровня прибыльности фирмы.

Для точной оценки рентабельности предприятия показатели сравнивают с данными конкурирующих компаний или со значениями аналогичного периода прошлого года. Показатели некоторые отраслей подвержены сезонным колебаниям, поэтому их прибыльность изменяется в течение года.

Анализ рентабельности — метод оценки конечного результата деятельности организации. Заинтересованные стороны (владельцы, инвесторы, кредиторы) учитывают коэффициенты рентабельности для оценки платежеспособности и эффективности предприятия.

Поделиться
Отправить

Статьи на эту тему