Рынок услуг

Совокупность сделок по купле-продаже результатов деятельности, удовлетворяющих потребности граждан, организаций и общества.

Он тесно взаимосвязан с товарным рынком, т. к. реализация продукции сопровождается консультациями, техническим обслуживанием, помощью в выборе и настройке.

Разновидности рынков услуг

В зависимости от масштаба и объемов рынок услуг делится на три вида:

  • мировой — существует в межнациональном масштабе;
  • государственный — развивается на территории одной страны;
  • локальный — сконцентрирован в рамках одного территориального образования (города, района, села).

С точки зрения контроля рынок может быть:

  • свободным — характеризуется отсутствием административных барьеров для входа.
  • регулируемым — это оказание услуг в определенных сферах, где устанавливаются административные ограничения, например, в медицинской, страховой, финансовой и т. д. От потенциальных участников требуется оформление специальной документации, вступление в СРО, внесение обеспечительного депозита.

С точки зрения легитимности рынок делится на легальный (например, парикмахерские, развлекательные, образовательные услуги и т.д.) и «серый» (игровые автоматы, интим-сервисы и т. д.).

Особенности рынка услуг

К числу особенностей функционирования рынка услуг относится следующее:

  • Быстрая оборачиваемость капитала. Рынок не предусматривает длительного производственного цикла. Предприниматель вкладывает в развитие компании и спустя короткий срок получает прибыль.
  • Динамичность. Рынок быстро реагирует на изменяющиеся потребности клиентов и заказчиков. Услуги нельзя предоставить впрок, поэтому они ориентированы на текущие запросы населения.
  • Специфика реализации. Оказание услуг предусматривает личные контакты клиента и представителей компании. Это создает дополнительные возможности для маркетинга и коммуникации, но диктует высокие требования к профессионализму работников.
  • Высокая диверсификация. Сложная структура спроса — движущая сила развития рынка, совершенствования технологий. Возникают нестандартные сервисы, ноу-хау, призванные привлечь новых клиентов по мере насыщения спроса. Выделяют горизонтальную диверсификацию (по потребительским характеристикам) и вертикальное разделение (по стоимости и качеству услуг).
  • Нестабильность спроса. На конъюнктуру рынка влияет много факторов, в числе которых сезонность, модные тенденции, информированность населения о появлении новых сервисов.
  • Территориальная сегментация. Спрос потребителей на те или иные услуги связан с местом их проживания. На него влияют погодные условия, традиции, отдаленность от центра.
  • Преобладание небольших компаний. Преобладающая доля на рынке услуг принадлежит малым и средним предприятиям, потому что они способны реагировать на изменения конъюнктуры, подстраиваться под новые требования клиентов.
  • Локализация. Потребности клиентов удовлетворяются по месту их проживания. Например, в каждом районе имеется собственный диагностический центр, парикмахерская, кафе и т. д
  • Неценовые барьеры входа на рынок. Выбирая фирму, клиенты смотрят не только на ценник, но и на множество дополнительных факторов: репутацию компании на рынке, использование безопасных технологий, оригинальность оказываемого сервиса, интерьер офиса.
Поделиться
Отправить

Статьи на эту тему