В данный момент проходят процессы становления единой системы регулирования и стандартизации бухучета. Среди самых важных и часто встречающихся вопросов – учет себестоимости и затрат на производство. В ныне действующей нормативной базе отсутствует единый подход к правилам такого учета, есть множество нормативных ограничений, а также прямых противоречий, что плохо отражается на эффективности уже принятой методики.
Методика, принятая на Западе
При системе учета, которая принята на Западе, финансовая работа делится на внешнюю и внутреннюю. Первая предназначена для внешних пользователей, таких как инвесторы или государственные органы, банки или биржи, другие финансовые институты. Такая отчетность открыта и не является коммерческой тайной. Внутренний учет обязательным не является, вводить его или нет, решает руководство предприятия.
Администрация сама принимает решение о том, как именно будут классифицироваться затраты и насколько должны быть детализированы места их возникновения. Затраты группируют для удобства как раз по месту возникновения, носителям и разновидностям. Местами их возникновения считаются те подразделения, которые осуществляют начальное потребление ресурсов производства (это цеха, рабочие места или бригады и т. п.). Видами носителей этих затрат становятся те услуги, работы или продукция, которая реализуется на рынке.
Особенности
Собственно, себестоимость продукции высчитывается из основной цепочки факторов, которая формирует прибыль: от затрат – через объем производства – к прибыли. Если затраты учитываются согласно системе директ – костинг, то планируется и поддается учету только неполная себестоимость. Анализ себестоимости продукции начинается с того, что затраты разделяются на переменные и постоянные. Переменные исходят от объема выпуска продукции предприятием, и они варьируются в зависимости от колебания этого объема. Постоянный же вид расходов зависит исключительно от длительности периода учета.
Вторая особенность конкретного метода – это соединение финансового и производственного учета. В основной модели отчета при анализе прибыли используют ряд категорий для:
- объема реализации;
- переменных затрат;
- маржинального дохода;
- постоянных расходов;
- чистого дохода.
В этом случае маржинальный тип дохода представляется как разница между средствами, полученными после реализации продукции и затратами переменного типа. Соответственно, себестоимость единицы продукции тут прямо не выявляется, хотя она может учитываться при управленческом учете.
Третья особенность отчета заключается в том, что он может быть многостадийным. Четвертая – в том, что у системы есть удобные методы представления как аналитического, так и графического для качественного прогноза чистого дохода.