Региональный рынок – комплексное понятие, которое характеризуется рыночными отношениями в открытой динамичной системе. В узком смысле – это территориально ограниченная система товарных отношений между предъявителями предложения и спроса (между производителями товаров/услуг и потребителями). В рамках таких отношений осуществляется кругооборот вещественных или денежных потоков в конкретном регионе (области/республике).
Специфика понятия и виды регионального рынка
Региональный рынок отображает социально-экономические связи, которые возникают в момент купли-продажи. В ходе таких связей формируется распределение и обмен продукции/услуг с учетом ценовых эквивалентов, спроса, а также предложения.
Классификация региональных рынков обширна - она строится с учетом механизма функционирования рынка, объекта купли-продажи, видов и т. д. В зависимости от вида все рынки делятся на:
- рынок рабочей силы;
- рынок финансов (ценных бумаг, кредитный, ипотечный, валютно-денежный и т. д.);
- потребительской продукции;
- инвестиционных товаров;
- земельных ресурсов;
- недвижимости (жилой/коммерческой);
- услуг (производственных/материальных);
- информационный (знания и авторское право);
- рынок инноваций.
Региональный рынок выполняет ряд функций, которые делятся на две обширные категории: опосредованные и непосредственные. Опосредованные функции – функции регионального рынка, которые способствуют развитию межрегиональных товарно-рыночных отношений, а также росту национальной экономики, международных экономических связей с влиянием на социальную сферу в конкретном государстве.
Непосредственные функции регионального рынка включают:
- обмен с распределением продукции или услуг;
- реализацию отношений материальной/нематериальной собственности;
- создание конкурентной среды с индивидуальным воспроизводством конкурентоспособных товаров/услуг;
- развитие сегментированной рыночной структуры.
Региональный рынок в контексте конкурентной среды
Региональный рынок существует исключительно в конкурентной среде. Конкуренция на рынке определяется правами и возможностями производителей свободно реализовывать товары или услуги под действием спроса покупателей. Поэтому для регионального рынка характерна конкуренция, которая делится на виды:
- чистая конкуренция – образована производителями товаров/услуг и потребителями, которые имеют спрос на однотипную продукцию;
- монополистическая конкуренция – вид конкуренции на региональном рынке, образованный множеством производителей и потребителей;
- олигополистическая конкуренция – конкуренция на рынке, образованная минимальным числом производителей, чувствительных к ценообразованию.
Стратегии развития регионального рынка
Стратегический план развития регионального рынка зависит от конкретного государства. Непосредственно в России прибегают к следующим механизмам развития региональных товарно-рыночных отношений:
- своевременной реструктуризации производственной сферы в конкретном регионе;
- развитию региональной экономики с учетом ресурсного потенциала территории;
- развитию конкурентоспособной среды;
- общему экономическому развитию региона (одна из эффективных мер – запрет на монополию);
- повышению покупательной способности у населения (для возможности приобретать предлагаемую производителями продукцию или пользования рыночными услугами).
Таким образом, региональный рынок – динамическая конкурентная среда, в которой возникают отношения между потребителями и производителями. Региональный рынок фактически является структурной единицей общей экономики государства.