Рынок потребительских товаров

Организованная структура для приобретения товаров и услуг конечными потребителями.

Он характеризуется разнообразием предложений участников, высокой конкуренцией, эффективностью товарно-рыночных отношений. Население покупает различные блага для своего личного потребления, обеспечивая воспроизводство продукции в требуемых объемах.

Рынок потребительских товаров — центральная система рыночной экономики.

Особенности и структура

Потребительский рынок — структура, которая связывает между собой покупателей и продавцов, то есть спрос и предложение. Она способствует свободному товарообороту на местном, региональном, федеральном уровнях.

Система, где объектами выступают товары, подчиняется законам товарного производства. В состав рынка потребительских товаров, который оказывает мощное влияние на состояние экономики страны, входит:

  • рынок продовольственной продукции;
  • рынок непродовольственных товаров;
  • рынок услуг (образование, транспорт, медицина, коммунальное хозяйство);
  • жилищный рынок.

Рост и изменение этих направлений осуществляется за счет развития предпринимательства, внедрения мер поддержки малого и среднего бизнеса. Его формирование происходит из-за кредитного стимулирования, совершенствования налогового законодательства.

Рынок потребительских товаров формирует условия для движения продукции, которая поступает из производственного сектора непосредственно к покупателям. Показателями его эффективности являются: равные условия для всех участников, отсутствие монополий, беспрепятственный доступ всем экономическим агентам.

Задачи и функции

Рынок потребительских товаров обеспечивает свободу выбора, а также рост общественного производства. Эта система выполняет ряд функций:

  • стимулятор экономической деятельности, формирование и поддержание здоровой конкурентной среды;
  • санирующая, то есть устранение недобросовестных производителей, поставщиков и покупателей;
  • эффективное распределение продукции, услуг и работ между разными по социальному и экономическому положению группами населения.

Среди других функций рынка потребительских товаров можно отметить:

  • внедрение научных достижений, повышение эффективность производства;
  • воздействие на ценообразование;
  • перераспределение ресурсов между отраслями хозяйствования;
  • поддержка взаимосвязи между продавцами и покупателями.

Рынок потребительских товаров функционирует в нормальном режиме, если обеспечена свобода экономической и предпринимательской деятельности, соблюдаются права потребителей, гарантировано развитие конкуренции. Если у населения наблюдается рост доходов, то происходит смещение спроса от продовольственных товаров к непродовольственной продукции, то есть граждане начинают приобретать одежду, мебель, бытовую технику, ювелирные украшения, строительные материалы.

Основными задачами, которые решает рынок потребительских товаров, являются: устранение монопольных секторов в экономике, увеличение качества товаров, выпускаемых производителями, за счет развития конкуренции. Также эту систему можно классифицировать по типу продукции и характеристикам, которые присущи покупателям (регион проживания, возраст, пол, сфера занятости, национальность и т.д.). Деление по типу товаров осуществляется с учетом его вида и назначения (пищевые продукты, текстиль, продукция длительного пользования, предметы роскоши и т.д.).

Рынок потребительских товаров — одна из основных систем, которая регулирует структуру продукции внутри государства, оптимизирует ее разработку и выпуск.

Поделиться
Отправить

Статьи на эту тему