Локальный рынок – система, образованная совокупностью торговых отношений между продавцами и потребителями товарной группы на конкретной территории. Сфера отношений между экономическими агентами, как правило, ограничена одним городом или районом. Локальный рынок является структурной единицей региональной экономической системы, образованной под действием спроса и предложения.
Характеристика и сущность локальных рынков
В структуре локальных рынков можно выделить аспекты его функционирования. К подобным аспектам относят:
- резкое территориальное ограничение – отношения между продавцами и потребителями осуществляются в рамках одного административного образования (города, района и т.д.);
- производственный характер сбыта продукции – конкретный вид товара реализуется непосредственно в той местности, где производится (с максимальной приближенностью к потребителю);
- локальность конъюнктуры – локальный рынок в наибольшей мере зависит от специфики потребительского спроса, сформированного на определенной территории;
- доминирование региональных производителей, которые поддерживают производственный характер торгово-рыночных отношений.
Таким образом, локальный рынок – это система, сформированная отношениями межу потребителями и производителями продукции, на которую существует максимальный спрос на конкретной территории. В организационном отношении локальный рынок представлен малым бизнесом (с розничной/мелкооптовой торговлей, предприятиями сферы услуг и т.д.). При этом малый бизнес формирует сеть и является структурной составляющей более обширного рынка – регионального.
Специфика регуляции локального рынка
Все процессы и отношения, происходящие на локальном рынке, в максимальной мере регулируются местными и региональными органами. Регулирующие органы стимулируют или ограничивают локальный рынок рядом методов, в числе которых:
- прямое централизованное установление тарифов на товары/услуги (с целью устранения монополизации локального рынка);
- установление предельных наценок для посредников в независимости от количества самих посредников;
- установление свободного ценообразования в условиях немонополизированных товарно-рыночных отношений и конкуренции.
Меры воздействия на локальный рынок позволяют регулировать его состояние. Состояние рынка – это результат товарно-рыночных отношений конкретной территории, показывающий эффективность данных отношений. При оценке состояния локального рынка учитывают такие факторы как:
- доходы и покупательную способность населения в определенном регионе;
- динамику производства продукции;
- ассортимент, объемы и качество продукции (в городе, районе и т.д.);
- стоимость продукции/услуг и динамику цен;
- методы реализации товаров, которые используют региональные производители.
Таким образом, локальный рынок служит индикатором динамики спроса и предложения, производства и сбыта товаров в регионе. От уровня его развития будет зависеть состояние общерегионального рынка.
Место локального рынка в экономической системе страны
Локальный рынок в экономической системе государства выполняет ключевую функцию – установление и укрепление межрегиональных торговых отношений (с учетом местного спроса и предложения). Роль локального рынка в развитии общерегионального будет возрастать по мере роста сбыта продукции стратегического назначения.
Фактически именно локальный рынок поддерживает эффективный товарообмен, создавая условие равного доступа потребителей к выпускаемой продукции. Равный доступ к товарам обеспечивает удовлетворение платежеспособного спроса у потребителей на начальной ступени экономической системы. Для удовлетворения спроса производители расширяют производство, спектр выпускаемой продукции, что автоматически стимулирует развитие торгово-производственных отношений в регионе в целом.
Исходя из этого – инфраструктура локального рынка, его способность к саморегуляции – это ключевые факторы, которые могут развивать или ограничивать региональный рынок (и, как следствие, экономику страны в целом).