Финансовое право – это сфера законодательства, которая регулирует отношения между субъектами, возникающие в процессах, связанных с финансовыми ресурсами. Как правило, такие отношения возникают при создании и использовании бюджета страны.
Предмет регулирования в финансовом праве – отношения в области налогообложения и публичные мероприятия по формированию, планированию и использованию бюджета государства. Возникновение, прекращение и изменение финансовых правоотношений возможно при наличии конкретных условий, которые предусматриваются финансово-правовыми нормами.
Финансово-правовое регулирование происходит посредством императивного метода. Для его осуществления используются государственно-властные предписания участникам экономических отношений. Такой метод не только влияет на содержание, но и ограничивает круг государственных органов, которые могут применять властные способы воздействия.
Состав и основополагающие принципы финансового права
Финансовое право образовано Общей и Особенной частью. В первой части указаны общие принципы обеспечения денежных отношений, а также формирования системы государственных органов – участников финансовых взаимоотношений. Вторая часть включает упорядоченные институты финансово-правовых норм и связи между ними.
Особенностями законодательства в области финансово-правовой системы являются:
- Воздействие на отношения общества;
- Неравенство некоторых субъектов финансовых отношений;
- Симбиоз властности и согласованности;
- Вступление в финансовые отношения происходит на основе властных предписаний;
- Обособленность собственности и имущества субъектов права;
- Финансовая ответственность может быть восстановлена.
Основополагающие принципы законодательства в сфере финансов основаны на положениях Конституции РФ. К ним относят:
- Правовое регулирование финансирования социально направлено и создано для обеспечения правомерности экономических отношений.
- Субъекты государства в сфере финансовой системы равноправны.
- Финансово-экономическая политика внутри государства и его денежная система едины.
- Органам самоуправления предоставляется самостоятельность планирования/использования денежных средств в территориальной зоне их правомочности. Они могут устанавливать налоги и заниматься планированием бюджета без участия государства.
- Граждане страны имеют право принимать участие и контролировать его финансовую деятельность.
- Финансово-экономическая деятельность органов власти имеет гласный характер, а также является законной и плановой.
Финансово-правовые отношения
Финансово-экономические отношения, регулируемые и обеспеченные нормами финансового права, разнообразны по своему содержанию. Такие отношения возникают в социальной жизни общества и соприкасаются со многими сферами. Среди участников финансово-экономических отношений выделяют группы по определенным критериям. Например, по субъектному составу, по содержанию финансово-экономических отношений и по методам финансово-правовой деятельности.
Следует отметить, что денежные отношения этой сферы законодательства тесно связаны с ценообразованием и установкой тарифов на государственные услуги и использование ресурсов страны. Эти функции сопровождаются возникновением определенных финансовых обязательств между субъектами.
Нормами финансово-правовой системы закрепляются принципы внутренней экономической деятельности государства и муниципалитета, а также публичные методы обеспечения денежных фондов. Кроме того, нормы финансового права контролируют способы пополнения бюджета и его распределения, закрепляя правомерность действий субъектов права и их обязанности.