Потенциальная конкуренция – возможный выход на рынок вновь созданных или перепрофилированных предприятий, которые могут оказать конкурентное давление на существующих товаропроизводителей и поставщиков.
Экономическая природа явления
Реальный выход на рынок новых компаний, а также потенциально возможная угроза вступления в конкурентную борьбу других участников – важнейшие движущие силы здоровой экономики. Эти факторы способны оказывать значимое влияние на ассортимент, цену, условия реализации предлагаемых товаров, выполняемых работ и предоставляемых услуг.
Конкуренция – это нормальное состояние рынка, в котором заинтересованы все его участники, государство и общество. Предполагается соперничество коммерческих компаний, при котором возможность влиять на правила обращения товара в одностороннем порядке исключена или существенно ограничена.
Способность одного или группы субъектов хозяйствования диктовать правила торговли, вытеснять с рынка конкурентов и затруднять новым компаниям доступ на него рассматривается как доминирующее положение (ст.5 135-ФЗ «О защите конкуренции»). А состояние рынка, на котором конкуренция отсутствует или существенно ограничена в силу технологических особенностей производства (трубопроводных транспорт; электро-, газо-, водоснабжение) считается естественной монополией (ст. 3 147-ФЗ).
Государство в лице Федеральной Антимонопольной службы контролирует монополистов и при необходимости применяет к ним своеобразные методы влияния, например – принудительное разделение на несколько самостоятельных компаний (ст. 38 135-ФЗ). При этом административно наказуемо не само по себе доминирующее положение, а злоупотребление им в форме недобросовестной конкуренции или согласованных действий.
Анализ влияния потенциальной конкуренции
На развитом конкурентном рынке наблюдается неорганизованное движение товарных масс, качество которых неуклонно повышается, а цена – стремится к снижению. Спрос покупателей удовлетворяется за счет конкурирующих продавцов. Сохраняется разнообразие предложений, возможность свободного ценообразования и выбора товара. Угроза роста существующих компаний и появления на рынке новых удерживает его участников с высокой рыночной долей от использования своей власти.
Устоявшийся рынок находится в постоянном ожидании новых агентов, готовых к потенциальной конкуренции. Поэтому наблюдается:
- щадящее ценообразование;
- выпуск продукции в необходимом объеме;
- препятствование взаимной интеграции компаний и монополизации рынка.
Потенциальная конкуренция – блокиратор сговора компаний по поводу ценообразования, изменения структуры товарных масс.
Потенциальные конкуренты
В этом качестве выступают:
- компании, владеющие технологиями и оборудованием для предоставления услуги-аналога или изготовления товара-заменителя;
- вновь созданные предприятия;
- хозяйствующие субъекты, производящие такой же товар или предоставляющие схожую услугу вне географических пределов рынка.
Чтобы переманить клиентуру, вновь созданным организациями необходимо обладать достаточным инвестиционным ресурсом и последовательно воплощать продуманную долгосрочную рыночную стратегию. Для адекватной оценки потенциала вхождения на рынок необходимо учесть не только конкурентные, но и административные барьеры.