Показатель/коэффициент чистой прибыли - параметр, отражающий рентабельность продаж организации. Расчет показателя производится как отношение net profit (чистого дохода) к суммарным продажам компании. С помощью данного коэффициента можно оценить, насколько прибыльными являются продажи организации.
Показатель/коэффициент чистой прибыли: сущность, назначение
С помощью показателя чистой прибыли (рентабельности в сфере продаж) оценивается доля доходности предприятия в каждой заработанной денежной единице (рубле).
Коэффициент рентабельности (чистой прибыли) считается как отношение дохода предприятия (с учетом выплаты налогов) за фиксированный временной промежуток, к выручке (объему продаж) за этот же период.
Показатель чистой прибыли - коэффициент, по которому можно судить о ценовой политике организации, ее способностях держать расходы под контролем.
Уровень рентабельности зависит от выпускаемой продукции и выбранной стратегии, что позволяет применять коэффициент чистой прибыли для оценки работы структуры, ее эффективности.
Кроме вычисления основного параметра (коэффициента) чистой прибыли, позволяющего оценить рентабельность продаж (по-английски - Sales margin, Gross margin) есть и другие варианты. В них также применяются данные о доходах (убытках) предприятия:
- рентабельность продаж с учетом чистой прибыли (отражает прибыль на один рубль общей доходности от реализации продукции);
- рентабельность по EBIT - уровень дохода от проданного товара до момента налоговых выплат и процентов на рубль прибыли;
- доход от реализации продукции из расчета на рубль, инвестированный в производство и продажу товара (услуг или работ).
Показатель/коэффициент чистой прибыли необходим при анализе финотчетности, оценке процессов образования цены и эффективности деятельности организации.
Назначение коэффициента/показателя чистой прибыли - получение точной характеристики коммерческой и производственной работы предприятия, изучение объемов чистого дохода с рубля реализованной продукции.
Коэффициент чистой прибыли - главный показатель, по которому определяются основные аспекты работы предприятия, а именно продажа товара и процент себестоимости в продажах.
Показатель чистой прибыли зависит от нескольких факторов:
- продуктовой линейки;
- выбранной стратегии;
- уровня влияния процентных платежей на общий объем чистого дохода;
- профессионализма руководства и сотрудников.
Коэффициент чистой прибыли - параметр, позволяющий вычислить результативность работы компании за отчетный временной промежуток. Он не показывает планируемый и возможный эффект от вложений в долгосрочном периоде. При переходе предприятия на новые виды товара и более современное оборудование показатель чистой прибыли может снижаться. При правильном выборе стратегии текущие расходы предприятия окупаются и уровень рентабельности выходит на требуемый уровень.
Коэффициент/показатель чистой прибыли: варианты расчета
Коэффициент чистой прибыли может считаться в двух вариантах:
1. Как отношение общего дохода к суммарному объему реализованного товара:
Показатель чистой прибыли (рентабельность продаж) = Доход / Объем продаж
Главное условие - освобождение параметра рентабельности от косвенных налогов. Из полученной прибыли вычитаются акцизные сборы и НДС. Такой вариант - возможность рассчитать маржинальную рентабельность. При финансовом анализе в расчет не берутся расходы на рекламу, а также финансовые и административные затраты.
В зарубежных справочниках формула имеет следующий вид:
Operating Margin (маржа операционного дохода) = Operating Income (прибыль от операций) / Revenue (выручка)
2. Для приближения показателя чистой прибыли к реальному финансовому результату может применяться другая формула:
Коэффициент рентабельности в сфере продаж (чистой прибыли) = Чистый доход / Общие объемы продаж
В зарубежной литературе данная формула имеет вид:
ROS = Net Income / Sales
Параметр «Net Income» показывает, что в учет берется доход до совершения платежей акционерам и выплаты налогов.
Коэффициент чистой прибыли сопоставляется с запланированными показателями, параметрами прошлых периодов, а также с результатами других компаний. Одновременно с расчетом показателя чистого дохода вычисляется:
- рентабельность активов - доход компании, который у нее остался после выплат, деленный на средний объем активов и умноженный на 100%;
- рентабельность производственных фондов - параметр, вычисляемый как доход, оставшийся у организации, умноженный на 100% и поделенный на среднюю цену основных фондов производственной сферы;
- рентабельность оборотных активов. Здесь доход компании, оставшийся после всех выплат, умножается на сто процентов и делится на средний параметр оборотных средств.
Также производится расчет рентабельности продукции и инвестиций.
Коэффициент/показатель чистой прибыли можно повысить несколькими путями:
- уменьшить себестоимость производимого товара;
- поднять уровень цен;
- увеличить объем выпуска более рентабельных товаров.
Для повышения прибыли от продаж компания обязана:
- следить за конъюнктурой рынка;
- вовремя корректировать цены на продукцию;
- контролировать уровень расходов на производство;
- проводить гибкую политику в области продаж и выпуска товара.