Рыночная позиция компании представляет собой позицию определенной организации по отношению к конкурирующим предприятиям. Позиционирование, то есть формирование компанией своей позиции на рынке осуществляется с целью приобретения выгодных отличий в глазах потребителей.
В целом определение рыночных позиций является сложным процессом, который должен разрабатываться с учетом следующих факторов:
- потребностей покупателей;
- уникальных характеристик продукта;
- разработки концепции продвижения товара на рынок;
- выбора оптимальных маркетинговых инструментов.
С какой целью проводится позиционирование?
Формирование компанией своей рыночной позиции, а также ознакомление с ней осуществляется для достижения следующих целей:
- закрепления в глазах потребителей и конкурирующих организаций уровня конкурентоспособности компании;
- демонстрации преимуществ своего продукта, нивелирования собственных недостатков и акцентирования внимания на недостатках конкурентов;
- определения стратегии увеличения уровня своей конкурентоспособности для удержания и закрепления рыночной позиции;
- завоевания новых рынков.
Как достичь выгодной позиции?
Достижение компанией желаемой позиции на рынке зависит от выбора ее стратегии. Чтобы создать позитивный имидж и выгодно отличаться от своих конкурентов компания должна соблюдать ряд правил:
- хорошо знать свою целевую аудиторию;
- акцентировать на преимуществах своего товара;
- наладить двустороннюю коммуникацию с покупателями.
Необходимо отметить, что стратегия воздействия на рынок состоит из трех этапов. Прежде всего, компании необходимо определить свою позицию. Далее, она должна выбрать наиболее интересную для себя перспективу. А уже после этого разрабатывается стратегия, позволяющая достичь желаемого результата. При этом эффективное воздействие на потребителя обеспечивается за счет акцентирования внимания на особых качествах продукта, преимуществах от их использования, а также его противопоставления товарам других компаний.
Принципы позиционирования
В основе позиционирования лежит выбор определенных характеристик продукта. В большинстве случаев маркетологи для занятия выгодной рыночной позиции останавливаются на особенностях товара, которые выгодно отличают его от конкурирующих продуктов. К ним относятся следующие характеристики:
- цена;
- каналы, по которым происходит распределения товара;
- вид и уровень обслуживания;
- имидж продукта в глазах потребителя, сформированный при помощи рекламы.
Кроме того, в процессе формирования рыночной позиции необходимо учитывать рыночные тенденции и особенности осуществляемой компанией стратегии. Также определение рыночной позиции должно базироваться на принципах таких, как:
- долгосрочность;
- защищенность, то есть обеспечение защиты от рыночных колебаний за счет использования конкурентных преимуществ своего продукта;
- влияние на потребителя, ведь позиционирование в упрощенном варианте это впечатления о продукте, основой которого являются его реальные характеристики;
- выгодность (необходимо чтобы целевая аудитория четко видела преимущества определенного продукта);
- учет потребностей разных категорий потребителей, поскольку покупатели достаточно часто выделяют разные преимущества товара;
- относительность, то есть необходимость ориентироваться на конкурирующие организации и соотносить преимущества своего продукта с достоинствами товаров других производителей.